В СССР он был фантастически популярен.
Сам Жерар тоже фанател от русской культуры. Утверждал, что впервые осознал актерское ремесло, играя в очередной (неудачной) экранизации "Идиота" Достоевского князя Мышкина.
Потом исполнил главную роль в "Игроке". Всю жизнь мечтал сыграть Алешу в "Братьях Карамазовых".
серьезно относился к коммунистической теории. Записал на пластинку отрывки из "Капитала".
Неудивительно, что у нас его привечали.
Первым фильмом, где Жерара Филипа увидел советский зритель, стало двухсерийное полотно "Пармская обитель". Она вышла в прокат в 1953 году, а говорил за Жерара Владимир Шишкин. Красивая, стильная экранизация Стендаля собрала 26,6 миллионов зрителей.
Годом Жерара Филипа в СССР можно смело назвать 1955.
В январе мы получили новогодний подарок в виде пленительного "Фанфана-Тюльпана". Снятый в 1952 году фильм с успехом прокатился по всему миру и стал визитной карточкой актера. Неудивительно, что именно "Фанфану..." принадлежит рекорд, - 33 миллиона зрителей, самый высокий результат Жерара Филипа в нашем прокате. Говорил за Филипа Владимир Трошин.

С ДЖИНОЙ ЛОЛЛОБРИДЖИДОЙ В "ФАНФАНЕ"
Кстати, помните комедию Элема Климова "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен"? Помните, как показывали пионерам фильм из буржуазной жизни, закрывая сомнительные кадры книгой. Показывали как раз "Фанфана-Тюльпана".
В моем детстве этот фильм купило ЦТ и прогнало целых два раза. И оба раза я не мог от экрана отлипнуть.
В октябре того же, 1955 года, пошла еще одна экранизация Стендаля с Филипом, - "Красное и черное". Там его впервые дублировал Виктор Рождественский.
Премьера в СССР состоялась раньше, чем в США и вообще с показом этого фильма очень спешили, ибо Филип ехал к нам на Неделю французского кино вместе со своей партнершей по "Красному и черному" Даниэль Дарье. Картина собрала в прокате 24,8 миллионов зрителей.
С ДАРЬЕ В "КРАСНОМ И ЧЕРНОМ"
В рамках Недели французского кино Филип посетил Москву, Киев и Ленинград. Везде его ждал восторженный прием. На "Мосфильме" Жерара до слез растрогал электрик, отвинтивший от своего пиджака орденскую планку на сувенир актеру. На стадионе "Динамо" Жерар открыл футбольный матч сборных СССР и Франции.
1 октября 1955 в Москве состоялась мировая премьера нового фильма Жерара и режиссера Рене Клера (тоже принимавшего участие в Неделе) "Большие маневры".
Но на большой советский экран этот фильм выпустили значительно позже.
Пребывание Филипа в СССР обозначило высшую точку его признания в нашей стране. Дальше все стало значительно спокойней. Пришли другие кумиры.
Следующую картину Жерара наши зрители увидели только через два года, в июле 1957. Это была драма "Лучшие годы", получившая в советском прокате название "Лучшая доля". Она рассказывала об инженере - конструкторе, который зная о своей смертельной болезни, торопится возвести дамбу. Картина не собрала кассу.
Как и следующая, вышедшая в апреле 1958 года. "Приключения Тиля Уленшпигеля" - единственный фильм Жерара, где он выступил в качестве режиссера (вместе с Йорисом Ивенсом). Дублировал Филипа все тот же Виктор Рождественский.
С НИКОЛЯ БЕРЖЕ В "УЛЕНШПИГЕЛЕ"
После провала "Приключений Тиля Уленшпигеля" советский прокат сделал Жерару Филипу перерыв на десять лет.
В марте 1968 мы увидели фильм Жерара десятилетней свежести о Модильяни "Монпарнас, 19". Дублировал актера Артем Карапетян.

А в феврале следующего года вышли, наконец, "Большие маневры", где за актера говорил Олег Голубицкий.
Ни та, ни другая картина в лидеры проката не выбились.
Последнее явление Жерара Филипа широкому советскому зрителю тоже можно счесть провальным. Оно состоялось в декабре 1989 года, когда на перестроечный экран вышло много серьезной зарубежной классики: "Семь самураев", "8 с половиной", "Интервью".
Среди этого многообразия затесалась и картина Рене Клера 1952 года "Ночные красавицы". Не знаю, сколько она там собрала. Какой-то мизер и то благодаря названию.
Но «Фанфан-Тюльпан» пребудет с нами навечно.