ygashae_zvezdu (ygashae_zvezdu) wrote,
ygashae_zvezdu
ygashae_zvezdu

Category:

СТРЕМИТЕЛЬНО ЗАБЫТЫЙ

16 ноября родился Георгий Виноградов (1908-1980). Его голос в послевоенное время слушала вся страна.
Удивительно, что, не уступая по таланту и судьбе Руслановой, Козину или Лемешеву Виноградов был забыт, вычеркнут из народного сознания при первой же, и очень недолгой, опале.


Как человек рождения дореволюционного карьеру певца Виноградов начал в церковном хоре. Революционный же вихрь забросил его на рабфак, а потом в военное училище связи. То есть, где-то до 25 лет Виноградов подвизался разве что в самодеятельности. Но голос его оказался настолько хорош, что парень отовсюду слышал предложения заняться вокалом профессионально.
На смелый шаг начать все сначала Виноградов решился за полгода до выпуска из училища, поскольку в тот год при Московской консерватории создали Татарскую оперную студию. Уроженец Казани Виноградов татарский знал в совершенстве.
Последовали переговоры с начальством училища и Виноградова отпустили с напутствием: «Пой хорошо!»

Начав учиться по музыкальным меркам поздно, Виноградов продвигался стремительно. Уже в 1937 году он стал солистом Всесоюзного радио.
А в 1939 взял призовое место на Первом Всесоюзном конкурсе вокалистов. 
Это была еще не народная слава, а внимание поклонников оперной музыки.
Слава пришла к Виноградову с двумя танго Ефима Розенфельда: «Люблю» («Вам возвращая ваш портрет») и «Счастье мое». Обе песни вышли громадным тиражом на грампластинке.



Георгий Виноградов вспоминал:

«А спел я это танго чисто случайно. Был такой аккордеон-джаз Фимы Розенфельда. Он не только руководил ансамблем, солировал в нем, но и сочинял танцы, писал фокстроты, танго, вальсы. Как-то попросил меня посмотреть две его новые вещицы — «Счастье мое» и «Люблю». Мне они понравились, но я уезжал на гастроли - вечером у меня поезд. Утром записали оба эти танго…
…Возвращаюсь с гастролей - пластинка уже вышла, успех невероятный, тиражи - миллионные. Кто мог подумать! Я даже потом, когда работал у Кнушевицкого в Госджазе, на каждом концерте слышал из зала: «Счастье мое!» И приходилось петь...»

После этого наступила десятилетка Виноградова. Сороковые прошли под его знаком.

Хотя с началом войны Виноградов подал заявление об отправке на фронт, его отправили петь. Сначала в оркестре Наркомата обороны, потом в Ансамбль песни и пляски Советской Армии под руководством Александрова.



Внук Александрова вспоминал:

«Ансамбль готовился к выступлению в Финляндии. Александр Васильевич Александров, дед мой, он пошел к Иосифу Виссарионовичу Сталину и сказал – «Иосиф Виссарионович, мне не хватает певцов. Знаю, что есть такой Виноградов-певец. Я хочу, чтобы он поехал с нами в поездку в Финляндию…»

Именно солирование в ансамбле Александрова – парадной вывеске Государства – привело к тому, что Виноградов зазвучал из всех окон.
«В лесу прифронтовом»… «Соловьи»… «Катюша»…
Классические оперные арии…
Сольники в Финляндии, Чехословакии, Германии…
Звание Заслуженного артиста, полученное в 1949 году…



С каждым годом в рамках ансамбля Виноградов чувствовал себя все больше неуютно. Ведь он шел туда с условием: до конца войны. Война закончилась, а певца не отпускали до тех пор, пока однажды в Польше он не позволил себе какую-то дерзкую пьяную выходку. В середине гастролей его командировали обратно в Москву.
 
Церемониться с певцом, нарушившим, помимо всего прочего, военную дисциплину не стали. Виноградова махом лишили всех званий и наград. Запретили не только запись на радио, но и трансляцию в эфире записей сделанных. Запретили выступать в 33 городах СССР. Наложили вето на выпуск пластинок.
В этот трудный час руку помощи Виноградову протянул Исаак Дунаевский. Наплевав на все и вся, композитор добился, чтобы новую его песню «Школьный вальс» исполнил Виноградов.
Виноградов вспоминал, что после записи…

«Он меня горячо поблагодарил. Я попросил его в ознаменование этой нашей встречи оставить мне что-нибудь на память. И он с большим удовольствием предложил мне свой клавир, на котором он своей рукой написал – «Первому исполнителю, Георгию Павловичу Виноградову. Спасибо. Исаак Дунаевский». Песня записана 30 апреля 1951 года».

Это был светлый лучик, не более. Вплоть до смерти Сталина Виноградов находился под негласным запретом, когда же запрет сняли, полноценно вернуться на песенные подмостки ему не удалось.
Отчасти был виноват характер, - Виноградов любил петь, но излишнее внимание его нервировало. Он закрывался в личной жизни, не хотел донимать просьбами Радиокомитет, стучать по столу, выбивая свое. Большую часть жизни его концертным костюмом была гимнастерка.

И все-таки он переживал забвение. Певец Владимир Бунчиков вспоминал, что слышал от вернувшегося с рыбалки Виноградова такую жалобу:

«Мела поземка. Клева не было. Я включил транзистор на случайную волну и услышал свой голос. Пел я «Пшеницу золотую». Один сосед-рыбак сказал: «Люблю слушать Виноградова». Ну, тут я сказал, что, мол, я и есть Виноградов... Не поверили мне мужики. Значит, забывать меня стали, на эстраде я ведь давно не выступаю»

Когда ему исполнилось 55, Виноградов вообще бросил пение. Голос был в силе, но он помнил завет одного из учителей: «Не забудь уйти со сцены вовремя! Помни, никто и никогда не споет так, как он пел в молодости!»
Последние годы Георгий Виноградов преподавал во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства. Среди его учеников Валерий Леонтьев, Геннадий Каменный… Много певцов он выпустил.

Все-таки, мне кажется, Виноградов забыт не совсем справедливо.
Столько спето!
И как!



Tags: =, эстрада
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments