ygashae_zvezdu (ygashae_zvezdu) wrote,
ygashae_zvezdu
ygashae_zvezdu

Categories:

ПАРЕНЬ С БОЛЬШОГО КАРЕТНОГО

Сценарист и писатель Артур Макаров (1931-1995) был личностью легендарной.



Друг Шукшина, Тарковского, Высоцкого, он исповедовал незамысловатую философию «мачизма». И закончил свои дни также трагически, как другие яркие творцы, возводящие в культ мужские достоинства и профессии.

Судите сами: Джек Лондон (надорвался в сороковник, именно что в споре с Богом), Эрнест Хемингуэй (застрелился), Ромен Гари (застрелился), Антуан де Сент-Экзюпери (улетел и не вернулся).
Есть во всем этом усмешка Господня, напоминающая человеку-творцу, что сила, воля, и удача конечны, не представляя такой уж ценности.

Только мне думается, что Артур Макаров не мог вырасти другим. Культ силы он впитал с детства.

Мать родила мальчика от немца, и когда папаша вернулся в Германию, женщину репрессировали.
По счастью, над Артуром взяла шефство родная сестра матери, актриса Тамара Макарова. Вместе с мужем, кинорежиссером Сергеем Герасимовым («Молодая гвардия», «Тихий Дон»), она усыновила ребенка, которому иначе грозил детдом.
С одной стороны Артур рос в суперобеспеченной семье кинематографистов.
С другой,  семья была неродная.
А с третьей, сверзанятым Макаровой и Герасимову было не до воспитания пацана.
Мальчик целыми днями пропадал на улице, где после войны расцвели полным цветом карманники, урки, барыги, шмары, прочий уголовный элемент, коий Макаров и его друг Высоцкий поэтизировали.
Макаров пользовался на улице авторитетом, поскольку профессионально занимался боксом, мастерски играл в карты.
Но, кроме того, у парня была голова на плечах, потому он умудрился не сесть в тюрьму, а поступить в Литературный институт.


МАКАРОВ С ЖЕНОЙ ЛЮДМИЛОЙ И АНДРЕЕМ ТАРКОВСКИМ

Тем не менее, с улицей Макаров продолжал заигрывать, впервые крупно нарвавшись на неприятности в 1953 году.
Будучи проездом в Каменске боксер повздорил в ресторане с местной шпаной. Восемь человек банально отметелили столичную штучку. Артур получил ножевые ранения.
На основе этой истории Владимир Высоцкий сочинил песню «Тот, кто раньше с нею был…» со словами: «Они стояли молча в ряд, их было восемь…»


С Высоцким и другими представителями «золотой молодежи» Макаров сошелся в квартире на Большом Каретном, где жил Левон Кочарян. Это была легендарная квартира и легендарная компания. Там господствовал культ мужской дружбы. К "бабам" относились иронично. Макаров толкал целые лекции о превосходстве мужской расы, отводя женщинам роль подчиняющейся «тряпки».

В соответствии со своей теорией Артур Макаров взял в жены молоденькую девчушку Людмилу. Она была младше на одиннадцать лет и даже слабо представляла, кто такой Макаров. Только на свадьбе Людмила поняла, из какой звездной семейки ухватила парня.
Есть версия, что Макаров бросился в брак, спасаясь от тяжелой любви к актрисе Жанне Прохоренко. Ученица его приемных родителей Герасимова и Макаровой поразила  кинематограф, сыграв главные женские роли в фильмах «Баллада о солдате» и «А если это любовь?».


ЖАННА ПРОХОРЕНКО В ФИЛЬМЕ "А ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ?"

И никуда от любви к ней «мачо» не ушел.

Правда, выяснится это много позже.

Творческая жизнь Макарова, едва начавшись, тут же забуксовала. В 1966 он дебютировал как прозаик в «Новом мире» Александра Твардовского.
А через полгода на журнал, олицетворяющий либеральные веяния, пошла очередная партийная атака. Долбанули Солженицына за «Матренин двор», Бориса Можаева за «Из жизни Федора Кузькина» и Макарова за два деревенских рассказа.

Первая книга у него выйдет только через пятнадцать лет.

С кино тоже не сложилось.
Вместе с «большекаретным» другом Эдмондом Кеосаяном Артур написал продолжение супербоевика «Новые приключения неуловимых». В процессе друзья разругались настолько, что Кеосаян думал выкинуть Макарова из титров.



Обернулась неудачей и постановка фильма «Один шанс из тысячи», который компания Большого Каретного затеяла для Левона Кочаряна. Умирающему от рака кожи Левону, выбили самостоятельную постановку. Художественным руководителем фильма стал Тарковский, Макаров писал сценарий, Высоцкий планировался на одну из главных ролей.
Фильм откровенно не получился. Доделывал «Один шанс из тысячи» недруг Макарова Кеосаян.



Полностью разочарованный и деморализованный Артур Макаров уезжает с женой в деревню.
Поступок, конечно, нетривиальный. Все писатели «деревенщики» наоборот держались за город железной хваткой. А типичный городской житель Макаров в деревне чувствовал себя замечательно. Будучи заядлым охотником, он поразил сельчан своими походами на медведей. На счету Макарова 11 мишек, чем он хвастался даже больше, нежели напечатанными в периодике рассказами. В этом нельзя не заметить «хемингуэевщины».

В 1974 году Макаров вернулся в кино с легкой руки Василия Шукшина. Тот попросил друга сыграть вора в законе Бульдю в фильме «Калина красная». Образ получился колоритный.



В общем, Макаров дождался своего времени. Во второй половине семидесятых, он смог выразить накопленный опыт наблюдений за социальным дном и любви к деревне. В 1977 вышло два заметных фильма по сценариям Макарова: мелодрама из деревенской жизни «Приезжая» (с Жанной Прохоренко и Александром Михайловым)...



...и детектив «Золотая мина» (с Евгением Киндиновым и Олегом Далем)



Дальше, как прорвало. С 1977 по 1985 годы у Макарова вышло 17 картин. Кроме «Приезжей» и «Золотой мины», зритель запомнил телевизионный детектив «Колье Шарлотты» и военную драму «Порох».



А еще в эти годы Артур Макаров в соответствии со своей психологией «мачизма» наплевал на общественное мнение, заведя вторую семью. Он таки сошелся с Жанной Прохоренко, но и Людмиле развода не дал.

После перестройки от кино он уходил все дальше, занявшись бизнесом прибыльным и опасным.
Макаров зарегистрировал фирму «Арт Гемма», которая на первый взгляд занималась производством гвоздей для реставрации уникальной мебели. На самом же деле Артур замахнулся на огранку алмазов. Какие большие деньги через его руки пошли трудно представить.
Время было лихое, бандитское и всю жизнь ходивший в обнимку с уголовным миром Макаров, наконец, увидел его без скидок зверское лицо.
Сценариста просто закололи дома, ножом из коллекции холодного оружия, которую он бережно собирал. Все указывало на то, что перед смертью Артура пытали.

P.S Убийство осталось нераскрытым.
Tags: кино, черная метка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments