ygashae_zvezdu (ygashae_zvezdu) wrote,
ygashae_zvezdu
ygashae_zvezdu

Categories:

МУЛЬТЫ ПО ГАМБУРГУ

10 июня родился режиссер потрясающих мультфильмов Ефим Гамбург (1925 – 2000).



Рассказывая о мультипликаторе Борисе Степанцеве, я отмечал, как творческая свобода порой мешала создателям. В результате увлечений Степанцева ни детвора, ни начальство не получило третьей серии про Карлсона, зато сомнительно обогатилось незаконченной кукольной экранизацией «Мертвых душ».
В «Союзмультфильме» вообще был своеобразный культ мультфильмов для взрослых, дозволялись творческие поиски, нередко далекие от кассы.
Вот и Ефим Гамбург экспериментировал вволю…

Впервые Гамбург привлек внимание зрителей мультфильмом «Шпионские страсти» по сценарию автора «Старика Хоттабыча» Лазаря Лагина.



Уже на этом мульте видна ориентация режиссера на взрослого зрителя, тяга к пародии, высмеиванию штампов.
Это не мешало популярности «Шпионских страстей» у детской аудитории. Я, скажем, воспринимал «Страсти…» как зыкий боевик, совершенно не считывая иронию. Очень он мне нравился.
«Шпионские страсти» оказался одним из немногих мультфильмов, который выпустили на пленке массовым тиражом для домашних кинопроекторов. Вероятно, потому что большинство проекторов не было снабжено звуковоспроизводящим устройством, а мультфильм Гамбурга был понятен и без фонограммы.

После столь впечатляющего успеха, Гамбург увлекся социальными проектами один скучнее другого. Он перенес на экран правоверное стихотворение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; антифашисткий памфлет Лагина «Внимание! Волки!»; а, главное, сделал трилогию по детским рисункам «Край, в котором ты живешь», «Песня о дружбе» (совместно с ГДР), «Мы рисуем Октябрь».
Эту трилогию на советском ТВ любили гонять 7 октября (день Конституции) и 7 ноября. Особенно это касалось первой части «Край, в котором ты живешь».



Ее гарантировано ставили на осенние праздники в «Спокойной ночи, малыши» (что малышей естественно радовало мало).



Параллельно Гамбург пытался создать альманах сатирических мультов для взрослых. Хотя придумывала «Только для взрослых» троица родившая «Ну, погоди!» Курляндский – Хайт – Камов, что-то не задалось.



Проект скончался после трех выпусков.


Как видим, у широкого зрителя были причины разочароваться в режиссере. Но в 1975 Гамбург вступил в золотую пятилетку своего творчества. Он вдруг выпускает один мульт краше другого.

В 1975 выходит сказка «Фантик (Первобытная история)». Ее придумал Борис Заходер. Инфернальный злодей Штуша-Кутуша, охотящийся за маленьким слоненком Фантиком в первобытном лесу стал кошмаром не одного советского ребенка.



В следующем году Гамбург выпускает пресловутого «Голубого щенка», приобретшего в новое время те еще коннотации. В сказке венгерца Дюлы Урбана, щенок был черным (Урбан боролся против апартеида). Но Гамбург песика перекрасил.



Все роли должен был озвучить гениальный пародист Виктор Чистяков, но он трагически погиб. В результате, «Голубой щенок» получил голоса Алисы Фрейндлих (Щенок), Андрея Миронова (Кот), Александра Градского (Моряк и Рыба-пила), Михаила Боярского (Пират).
Фразы из мультфильма сразу пошли в народ: «Надо жить умеючи, надо жить, играючи»; «Я уважаю пирата, а я уважаю кота»; «Что бы такого сделать плохого?» и, конечно, «Голубой-голубой, не хотим играть с тобой».

В 1978 вышло «Ограбление по…». В лишнем представлении эта пародия на западные боевики не нуждается.



Заметим только, что автор массы правоверных картин в «Ограблении по…» столкнулся с цензурой. Четвертую новеллу цикла «Ограбление по… советски» зритель увидел только через десяток лет, во времена перестройки.

Последний без скидок классический мульт Гамбурга - пародия на суперпопулярный фильм Юнгвальда-Хилькевича «Дартаньян и три мушкетера» «Пес в сапогах».



Там очень хорошо выступил ансамбль Криса Кельми «Рок-ателье» и, наверное, желая закрепить успех, Гамбург снимает «Парадоксы в стиле рок», где впервые в советской анимации использует компьютерную графику. Фильм, однако, прошел незамеченным.


Гамбург никак не мог успокоиться насчет альманаха. Ему хотелось снимать короткие истории, что было продемонстрировано двумя выпусками детского мультжурнала «Переменка».
В 1984 он набрел на идею срисовать на экран монологи Жванецкого и четыре года занимался циклом «Контакты и конфликты», который может и был хорош, но не шел ни какое сравнение с лучшими мультфильмами режиссера.

Когда «Союзмультфильм» развалился Гамбург, прежде выпускающий минимум по картине в год, десять лет работал над одной.
Экранизация повести Булгакова «Роковые яйца» под названием «Хорошо забытое старое» была завершена только через три года после его смерти.
Tags: мульт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Recent Posts from This Journal