Categories:

ПУШКИНЫ СОВЕТСКОГО КИНО

В 1910 году вышла короткометражка «Жизнь и смерть Пушкина».



Это было такое формальное кино в стиле «ожившие картинки». За пять минут зритель успевал познакомиться с Ариной Родионовной, стариком Державиным, Гоголем. Все они слушали Пушкина, выражая восхищение бурным маханием рук.

Но нас сейчас интересует другой аспект этой непритязательной ленты. А именно, как там показаны отношения поэта с Николаем Первым. Витиевато показаны. При дворе поэт низко кланяется всем вельможам. После аудиенции целует монарху руки. А умирает только получив от императора письменное прощение.

Зато в первом советском фильме про Пушкина дела обстояли с точностью наоборот. Делали его к 90-летию смерти поэта и навешали на царя за эту смерть всех собак. Николай ухаживал за Натали Гончаровой и плел интриги, приводящие к дуэли. 
Драма называлась «Поэт и царь». Снимали ее совместно Владимир Гардин и Евгений Червяков. На роль Пушкина чуть не назначили Юрия Тынянова, но в итоге сыграл его Червяков, похожий на Пушкина весьма отдаленно.



Это вызвало критический водопад.
Гардин вспоминал о встрече с Маяковским:

«В купе поезда, отвозившего меня в Москву после выхода на экран «Поэта и царя», я случайно встретил Маяковского. Наклонив голову и упершись в меня своими черными глазами, он начал с того, что упрекнул меня в потрафлении мещанскими вкусам…»

Однако, картина стала кассовым боевиком 1927 года.

Снова о Пушкине советский кинематограф вспомнил через десять лет. Столетие со дня его смерти превратилось в государственный праздник. На экраны вышло сразу два фильма про «наше все»: «Юность поэта» и «Путешествие в Арзрум».
«Юность поэта» снимал Абрам Народицкий, который останется в искусстве последней своей картиной. В 1972 он вместе с Николаем Рашеевым поставит феерического «Бумбараша».
Но «Юность поэта», естественно с поправкой на время, тоже неплоха. Фильм недаром получил золотую медаль на Всемирной выставке 1937 года в Париже.
Лицейского Пушкина играл школьник Валентин Литовский.



В 1939 его призвали в армию, а в 1941 юноша погиб под Минском.


В «Путешествие в Арзрум» в роли Пушкина предстал чтец Дмитрий Журавлев.



Прошло еще десять лет, и в 1947 буйная пушкинская шевелюра вновь появилась на экране. То вышел фильм «Глинка», где Пушкиным был Петр Мартынович Алейников.



В этой роли, говорят, зритель его не принял настолько, что начинал загодя хохотать. Не думаю, что зритель у нас настолько туп. Думаю, что пафосная картина Арнштрама никуда не годилась и Алейников здесь ни при чем.


Через пять лет про Глинку сделали еще один фильм «Композитор Глинка». Режиссировал Григорий Александров, отдавший главную женскую роль Любовь Орловой, а на Пушкина пригласивший Льва Дурасова.



Потом Пушкин пропадает с экрана на долгие годы, чтобы появится в качестве более легковесном. Это будут уже не биографические фильмы.
Мой любимый Пушкин – Александр Палеес в уморительном сюжете «Ералаша» "Чудное мгновенье"...




...и он же в эксцентрической комедии Якова Сегеля «Разбудите Мухина!»




В «Разбудите Мухина!» главную роль играл Сергей Шакуров, который годы спустя побудет Пушкиным у Сергея Соловьева в «Наследнице по прямой»



Вот таких Пушкиных Советского кино удалось вспомнить мне.
Вроде никого не забыл?
Или забыл?
Напоминайте, если что...
Список можно и дополнить...