ВАДИМ ЮСОВ VS АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ
20 апреля отмечал день рождения кинооператор милостью Божьей Вадим Иванович Юсов.
Яркие его творческие достижения связаны с фильмами Андрея Тарковского, Георгия Данелия («Я шагаю по Москве»), Сергея Бондарчука («Они сражались за Родину»).
Самые счастливые отношения связывали Юсова, конечно, с Тарковским. И разрыв с Юсовым открыл для Андрея Арсеньевича болезненную смену операторов, где много метафизической крови было пролито и много нервных клеток убито.

Юсов и Тарковский встретились на дипломной работе начинающего режиссера. Тарковский уже тогда не страдал скромностью и пригласил на диплом «Каток и скрипка» оператора с мировым именем, только что снявшего «Летят журавли» Сергея Урусевского. Тот, конечно, отказался, а Юсов, в загашнике которого пока еще не было заметных фильмов, согласился.
В общем, генеральная репетиция была проведена и, едва вымолив первую самостоятельную постановку, Тарковский опять позвал Юсова.
Фильм назывался «Иваново детство». Он взорвал мировые экраны.
Позже Юсов признавался:
«Мы придумывали сцены, образы, видения, снимали так, как они нам представлялись. Не изобретали намеренно никаких новых техник съемки, но часто находили неожиданные способы выражения смыслов и образов. Я уверен, что в техническом плане во время тех съемок нашли нечто, что тогда действительно было новаторским, свежим. Помните, например, сцену с офицером и женщиной в лесу в «Ивановом детстве»? Тарковский сказал, что нужно снимать снизу, из-под земли, и я придумал, как это сделать, как разместить камеру, чтобы снять как бы «из недр земли». В то время этот прием был дерзким. Сегодня, конечно, во многих фильмах можно увидеть сцены, снятые подобным образом».

Сошлись гений, не ведающий слово: «Нельзя!» и профессионал, изобретающий новые методы съемки, доказывающие: «Можно!»
Юсов отмечал:
«Но Тарковский зачастую не мог понять определенных технических ограничений, и это своего рода невежество давало ему смелость. Он полагал, что все осуществимо, высказывал самые смелые и дерзкие идеи. Мог изобрести все что угодно – в этом плане он чувствовал абсолютную свободу».
Если не считать дипломной работы Юсов и Тарковский сделали вместе три фильма: «Иваново детство», «Андрей Рублев» и «Солярис».
Дневники Тарковского свидетельствуют, что недовольство Юсовым возникло на «Солярисе» (хотя, может, и раньше, просто начинаются дневники Андрея Арсеньевича с 1970, а все что было «до» область испарившихся на кухне пересудов).
12 июля 1971 Тарковский записывает:
«Конфликтуем с Юсовым, на предмет изобразительного решения. Я против среды, равнозначной актеру. Я за объектив 50, 75, а Юсов за 35. Основной конфликт из-за этого»
Не прошло и месяца, как появляется следующая запись:
«Как быть с Юсовым? Он очень, болезненно самолюбив и консерватор. Трудно стало с ним работать»
Тем не менее, и следующий фильм – «Зеркало» - Тарковский собирался снимать с Юсовым.
Вадим Иванович от сотрудничества уклонился.
У него были свои резоны.
Во-первых, он устал зависеть от пусть гениального, но человека. Если раньше просьба Тарковского найти то или иное художественное решение приглашала к совместным поискам, то с годами просьба мутировала в приказ. Видение картины оператором, все чаще не совпадало с видением режиссера.
Во-вторых, Юсову не понравился сценарий «Зеркала». Это был самый личный, выстраданный замысел Андрея. Вся история исповедально закручивалась вокруг истории его семьи.
«Уже на раннем этапе работы я понял, что Андрей абсолютно не намерен считаться с моими идеями, с особенностями моего восприятия, что он хочет показать лишь свое видение. Я решил, что это окажет на меня негативное влияние»
Была еще одна причина отказа.
О ней чуть ниже.
В общем, Юсов снимать «Зеркало» отказался. Но сделал это крайне неловко. Мнительный Тарковский счел поведение коллеги намеренным предательством.
Запись в дневнике от 23 декабря 1972 года:
«… Что касается Юсова, то я убежден, что он специально выбирал момент, когда его отказ работать со мной будет наиболее болезненным для меня. Он меня всегда тихо не любил. Он злой. У него классовая ненависть к интеллигентам.
Я рад, что так произошло. Нам было уже пора расходиться. Уже на «Солярисе» изображение буксовало, Юсов старался сохранить достигнутое. А это уже конец. Потом он ненавидел замысел «Белого дня» (рабочее название «Зеркала», - прим. авт.). Его, мещанина, бесило, что я в фильме рассказываю о себе»
Что же это за специально выбранный момент? В опубликованном разговоре с Глебом Панфиловым, Тарковский признался, - Юсов объявил ему об отказе сотрудничать в день, когда режиссер должен был подписать акт о запуске «Зеркала» в производство. То есть, поставил режиссера перед необходимостью либо рухнуть в ноги отказника, либо хватать первого попавшегося оператора. Иначе столько месяцев пробиваемый запуск срывался.
Тарковский предпочел второй вариант, схватив оператора Рерберга, чья судьба будет ощутимо покорежена следующим фильмом Тарковского «Сталкер» («Зеркало» Рерберг снимет гениально).
Итог отношениям Тарковский подвел в длинной дневниковой записи от 19 февраля 1973 года.
Вот выдержки из нее:
«У Вадима всегда было желание посчитаться доблестями и профессиональными достоинствами. … Он самовлюблен. И когда оказалось, что он не «самый главный», он стал беситься. Уже на «Солярисе» стало ясно, что он «замастерился», что он работает наверняка на уже однажды достигнутом уровне, что он не ищет, а старается сохранить уровень, во что бы то ни стало.
А это признак дурной. Теперь ему надо или смириться с тем, что он не гений и, работая на фильмах, которые обречены на государственные и ленинские премии, пожинать лавры за потерю чувства собственного достоинства и индивидуальности; или самому стать режиссером (а он очень стремится к этому, хоть и стесняется. Он ведь страшный лицемер к тому же) и делать ничтожные фильмы. Таких много: и Бондарчук, и Волчек, и Шатров, и Губенко, и Храбровицкий, и Монахов и несть им числа.
…Что же касается нашего разрыва, то я счастлив, что он произошел. Вадим проиграл: ведь он надеялся на то, что уходит, берет назад свои обещания в тот момент, который будет для меня смерти подобным. В том смысле, что мне не с кем будет работать. И я рухну. Он очень надеялся на это.
А сейчас мы с Гошей Рербергом готовимся к съемкам, и никогда мне не было так легко, приятно и интересно работать с оператором. Уважая друг друга, ища новые решения. Теперь-то я узнал вкус настоящей работы.
Рухнул-то Вадим в результате»
Есть в этой записи и еще один момент.
На нем заостримся:
«Вадим может погибнуть как художник. Большую долю тлена вносит в его проблемы его Инночка. Эта хочет орденов, денег для мужа и доступной однодневной славы».
«Инночка», - это жена Юсова звукооператор Инна Зеленцова. По мнению Тарковского именно она спровоцировала Вадима аргументом: «Зачем тебе работать на Тарковского? Чтобы он потом ездил, получал премии на фестивалях»?
Но вот штука, Юсов в качестве одной из причин отказа работать с Андреем тоже приплел жену. Только Тарковского.
«Была и третья причина. В тот период в жизни Тарковского произошла серьезная перемена – влияние его жены Ларисы стало слишком сильным. Андрей во многом подчинялся ей, продолжал углубляться в свою новую семейную жизнь, перестал считаться со своими прежними друзьями и знакомыми. Поэтому я решил, что не могу снимать эту картину»
На жену Тарковского навешано столько собак, что о ней мы еще поговорим.
Правда, пока не знаю, куда вырулим.
Сложная тема.
Ввожу новый тег – «тарковщина».
Яркие его творческие достижения связаны с фильмами Андрея Тарковского, Георгия Данелия («Я шагаю по Москве»), Сергея Бондарчука («Они сражались за Родину»).
Самые счастливые отношения связывали Юсова, конечно, с Тарковским. И разрыв с Юсовым открыл для Андрея Арсеньевича болезненную смену операторов, где много метафизической крови было пролито и много нервных клеток убито.

Юсов и Тарковский встретились на дипломной работе начинающего режиссера. Тарковский уже тогда не страдал скромностью и пригласил на диплом «Каток и скрипка» оператора с мировым именем, только что снявшего «Летят журавли» Сергея Урусевского. Тот, конечно, отказался, а Юсов, в загашнике которого пока еще не было заметных фильмов, согласился.
В общем, генеральная репетиция была проведена и, едва вымолив первую самостоятельную постановку, Тарковский опять позвал Юсова.
Фильм назывался «Иваново детство». Он взорвал мировые экраны.
Позже Юсов признавался:
«Мы придумывали сцены, образы, видения, снимали так, как они нам представлялись. Не изобретали намеренно никаких новых техник съемки, но часто находили неожиданные способы выражения смыслов и образов. Я уверен, что в техническом плане во время тех съемок нашли нечто, что тогда действительно было новаторским, свежим. Помните, например, сцену с офицером и женщиной в лесу в «Ивановом детстве»? Тарковский сказал, что нужно снимать снизу, из-под земли, и я придумал, как это сделать, как разместить камеру, чтобы снять как бы «из недр земли». В то время этот прием был дерзким. Сегодня, конечно, во многих фильмах можно увидеть сцены, снятые подобным образом».

Сошлись гений, не ведающий слово: «Нельзя!» и профессионал, изобретающий новые методы съемки, доказывающие: «Можно!»
Юсов отмечал:
«Но Тарковский зачастую не мог понять определенных технических ограничений, и это своего рода невежество давало ему смелость. Он полагал, что все осуществимо, высказывал самые смелые и дерзкие идеи. Мог изобрести все что угодно – в этом плане он чувствовал абсолютную свободу».
Если не считать дипломной работы Юсов и Тарковский сделали вместе три фильма: «Иваново детство», «Андрей Рублев» и «Солярис».
Дневники Тарковского свидетельствуют, что недовольство Юсовым возникло на «Солярисе» (хотя, может, и раньше, просто начинаются дневники Андрея Арсеньевича с 1970, а все что было «до» область испарившихся на кухне пересудов).
12 июля 1971 Тарковский записывает:
«Конфликтуем с Юсовым, на предмет изобразительного решения. Я против среды, равнозначной актеру. Я за объектив 50, 75, а Юсов за 35. Основной конфликт из-за этого»
Не прошло и месяца, как появляется следующая запись:
«Как быть с Юсовым? Он очень, болезненно самолюбив и консерватор. Трудно стало с ним работать»
Тем не менее, и следующий фильм – «Зеркало» - Тарковский собирался снимать с Юсовым.
Вадим Иванович от сотрудничества уклонился.
У него были свои резоны.
Во-первых, он устал зависеть от пусть гениального, но человека. Если раньше просьба Тарковского найти то или иное художественное решение приглашала к совместным поискам, то с годами просьба мутировала в приказ. Видение картины оператором, все чаще не совпадало с видением режиссера.
Во-вторых, Юсову не понравился сценарий «Зеркала». Это был самый личный, выстраданный замысел Андрея. Вся история исповедально закручивалась вокруг истории его семьи.
«Уже на раннем этапе работы я понял, что Андрей абсолютно не намерен считаться с моими идеями, с особенностями моего восприятия, что он хочет показать лишь свое видение. Я решил, что это окажет на меня негативное влияние»
Была еще одна причина отказа.
О ней чуть ниже.
В общем, Юсов снимать «Зеркало» отказался. Но сделал это крайне неловко. Мнительный Тарковский счел поведение коллеги намеренным предательством.
Запись в дневнике от 23 декабря 1972 года:
«… Что касается Юсова, то я убежден, что он специально выбирал момент, когда его отказ работать со мной будет наиболее болезненным для меня. Он меня всегда тихо не любил. Он злой. У него классовая ненависть к интеллигентам.
Я рад, что так произошло. Нам было уже пора расходиться. Уже на «Солярисе» изображение буксовало, Юсов старался сохранить достигнутое. А это уже конец. Потом он ненавидел замысел «Белого дня» (рабочее название «Зеркала», - прим. авт.). Его, мещанина, бесило, что я в фильме рассказываю о себе»
Что же это за специально выбранный момент? В опубликованном разговоре с Глебом Панфиловым, Тарковский признался, - Юсов объявил ему об отказе сотрудничать в день, когда режиссер должен был подписать акт о запуске «Зеркала» в производство. То есть, поставил режиссера перед необходимостью либо рухнуть в ноги отказника, либо хватать первого попавшегося оператора. Иначе столько месяцев пробиваемый запуск срывался.
Тарковский предпочел второй вариант, схватив оператора Рерберга, чья судьба будет ощутимо покорежена следующим фильмом Тарковского «Сталкер» («Зеркало» Рерберг снимет гениально).
Итог отношениям Тарковский подвел в длинной дневниковой записи от 19 февраля 1973 года.
Вот выдержки из нее:
«У Вадима всегда было желание посчитаться доблестями и профессиональными достоинствами. … Он самовлюблен. И когда оказалось, что он не «самый главный», он стал беситься. Уже на «Солярисе» стало ясно, что он «замастерился», что он работает наверняка на уже однажды достигнутом уровне, что он не ищет, а старается сохранить уровень, во что бы то ни стало.
А это признак дурной. Теперь ему надо или смириться с тем, что он не гений и, работая на фильмах, которые обречены на государственные и ленинские премии, пожинать лавры за потерю чувства собственного достоинства и индивидуальности; или самому стать режиссером (а он очень стремится к этому, хоть и стесняется. Он ведь страшный лицемер к тому же) и делать ничтожные фильмы. Таких много: и Бондарчук, и Волчек, и Шатров, и Губенко, и Храбровицкий, и Монахов и несть им числа.
…Что же касается нашего разрыва, то я счастлив, что он произошел. Вадим проиграл: ведь он надеялся на то, что уходит, берет назад свои обещания в тот момент, который будет для меня смерти подобным. В том смысле, что мне не с кем будет работать. И я рухну. Он очень надеялся на это.
А сейчас мы с Гошей Рербергом готовимся к съемкам, и никогда мне не было так легко, приятно и интересно работать с оператором. Уважая друг друга, ища новые решения. Теперь-то я узнал вкус настоящей работы.
Рухнул-то Вадим в результате»
Есть в этой записи и еще один момент.
На нем заостримся:
«Вадим может погибнуть как художник. Большую долю тлена вносит в его проблемы его Инночка. Эта хочет орденов, денег для мужа и доступной однодневной славы».
«Инночка», - это жена Юсова звукооператор Инна Зеленцова. По мнению Тарковского именно она спровоцировала Вадима аргументом: «Зачем тебе работать на Тарковского? Чтобы он потом ездил, получал премии на фестивалях»?
Но вот штука, Юсов в качестве одной из причин отказа работать с Андреем тоже приплел жену. Только Тарковского.
«Была и третья причина. В тот период в жизни Тарковского произошла серьезная перемена – влияние его жены Ларисы стало слишком сильным. Андрей во многом подчинялся ей, продолжал углубляться в свою новую семейную жизнь, перестал считаться со своими прежними друзьями и знакомыми. Поэтому я решил, что не могу снимать эту картину»
На жену Тарковского навешано столько собак, что о ней мы еще поговорим.
Правда, пока не знаю, куда вырулим.
Сложная тема.
Ввожу новый тег – «тарковщина».