ygashae_zvezdu (ygashae_zvezdu) wrote,
ygashae_zvezdu
ygashae_zvezdu

Categories:

ЗАПУТАВШИЙСЯ В СЕБЕ

Сегодня мог отметить семидесятилетие Юрий Богатырев, - актер печальной судьбы.

В трагедии его много чего намешано…
Мое ощущение: Богатырев себя просто «заездил». Работой, выпивкой, жратвой. И душевной открытостью, эксплуатируя которую на имя Богатырева слеталась всякая шантрапа. И муками от нетрадиционной сексуальной ориентации.

Психолог нужен был Юрию еще в детстве.
Ребенок явно путал гендерные роли, примеряя на себя удобную, но чужую. Предпочитал мальчишечьим забавам, игры с девочками. Любил наряжаться в мамины платья, щеголять в бусах и кольцах.
Впрочем, не думаю, что маленькому Юре мог помочь психолог. Поскольку, часто его поступки находились в сфере бессознательного. Юрий был подвержен странным приступам лунатизма: вставал ночью, надевал мамин халат, шляпку, прохаживался по квартире. Потом все снимал, вешал на место.
Позже мать удивлялась:

«Ведь как аккуратно вешал халат на место! Кочерга стояла рядом с халатом и не падала! Мы в таких случаях его никогда не будили… Потом только спросим: «Ты помнишь?». «Нет».

Киношная слава Юрия началась в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Он выступил в амлуа героя, - сильного, мужественного, мускулистого. Меж тем, как был тонким, ранимым, нежным.
Большинство дальнейших киноролей также противоречило душевным качествам Богатырева. Подлый Ромашов из «Двух капитанов». Гогочующий дебил Саяпин из «Отпуска в сентябре». Да что говорить: в михалковской экранизации романа Гончарова Богатырев мечтал сыграть Обломова, а пришлось брать на себя его противоположность Штольца.
И во всех этих ролях Богатырев убедителен.
Роль же, отвечающая его душевным качествам сполна выпала в фильме Ильи Авербаха «Объяснение в любви». Застенчивый, способный на большое чувство писатель по кличке Филлипок.

Актерская карьера Богатырева складывалась прилично. А вот быт он не мог обустроить. Никак.
Мать твердила сыну, что пора женится. Богатырев отшучивался.
Многие вспоминают, с каким пиететом относился он к женщинам. Как дружил с Ией Саввиной, Натальей Гундаревой, Татьяной Догилевой. И женщины тоже относились к нему… трепетно, нежно… как к подружке… Выслушивали исповеди, успокаивали, могли накормить.
Богатырев таки расписался с актрисой Надеждой Серой, но это был формальный брак. Надежда нуждалась в штампе, иначе ей грозило выселение из Москвы. Богатырев пошел навстречу.

Неизвестно, когда именно актер «попробовал» «другую» любовь. Но пристрастие к мужчинам наделило его жгучим комплексом.
Вот как раскрывает щекотливую тему Александр Адабашьян:

Юра это «открытие» в себе сделал очень поздно, врастал в него как-то очень болезненно… Он очень страдал по этому поводу, оттого что он не такой, как все… Пил, совершал в пьяном виде всякие глупости, от которых потом безумно страдал и которых стыдился… Это добавляло ему еще как бы дополнительный комплекс вины. Своими душевными страданиями делился он и с Натальей Гундаревой. Та его уговаривала: «Успокойся, да, ты не такой, как все, но это твоя индивидуальная особенность. Ты разве кому-то хуже делаешь? Ты кого-то заставляешь страдать? Кому это мешает? Это твое – и все».

Постоянные отношения связывали Юрия с администратором МХАТа Василием Росляковым. Он был на два года моложе актера. После расставания в его комнате постоянно висел портрет Юрия в рамке.
Интеллигентного Рослякова сменил человек попроще, бармен из «Интуриста» Саша Ефимов.

А еще Богатырев подсел на алкоголь. Это произошло, при переходе актера из театра «Современник» во МХАТ Олега Ефремова.
Вот что вспоминает Нелли Игнатова:

"От того, с чем Юра столкнулся во МХАТе, он первое время просто приходил в ужас. Он даже иногда рыдал: «Я не могу, я не вынесу!». Он не мог выносить алкоголь в таком количестве. Ведь среди мхатовцев, увы, пьянство доходило до того, что считалось, что не пить нельзя: "Кто не пьет - тот продаст". Напомню, что тогда водку ночью продавали по бешеным ценам. И вот эти спившиеся актеры, у которых не было денег (у Юры они были, ему особо не на что было тратить их - только, пожалуй, на такси и немного на одежду), ночами ловили таксистов с водкой, на этом же такси приезжали к Юре с бутылкой, и Юра шел расплачиваться и за такси, и за водку! И потом вместе с ним начинали пить… Он приходил ко мне и плакал, рассказывая это. Он робел сказать: "Нет! Не хочу!"

Картинка вырисовывается страшненькая: слабовольный актер, чья квартира превращается в притон. Тонкий неврастеник, глотающий несовместимые с алкоголем антидепрессанты. Одинокий, несмотря на толпы народа рядом, человек, мучающийся от своей непохожести на других.
Долго это продолжаться всяко не могло.

К середине восьмидесятых Юрий начал терять товарный вид. Он обрюзг, набрал лишний вес, бросил следить за собой. Несколько раз ложился в клинику неврозов, «зашивался», пытаясь найти под ногами почву. Беспокоило больное сердце и гипертония. Он горстями глотал адельфан.
Не снижая при этом работы в театре.
На нем держался репертуар.

После очередного спектакля Юрий вернулся домой, где гуляла полна коробушка гостей во главе с барменом-сожителем. Отмечали гонорар актера за фильм «Очи черные» (6 000 долларов). Богатырев почувствовал себя плохо и ему дали шампанского, - напиток при гипертонии противопоказанный.
Стало хуже.
Приехавшие медики, не вникая в расклад, вкололи транквилизаторы, только усугубляя тяжелое состояние.
Организм не выдержал.

Похороны показали, насколько запутанную жизнь вел Богатырев.
Узнав, что ее сын был женат, мать Юрия упала в обморок.
Квартира подверглась тотальному разграблению собутыльниками. Руководил мародерством Саша-бармен, который затем явился на похороны в Юрином плаще. Один из друзей актера прямо у гроба его проклял.
Через месяц Саша-бармен повесился.
А еще через несколько лет сгорел от СПИДа Василий Росляков.
Юрий же месяц не дожил до своих сорока двух.
А мог бы сегодня гулять семидесятилетие…
Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments