ygashae_zvezdu (ygashae_zvezdu) wrote,
ygashae_zvezdu
ygashae_zvezdu

Categories:

НАПЕЧАТАВШИЙ "МАСТЕРА..."

Сегодня ввожу новый «тег» - «белая краска».
В противовес героям «черной метки» героями «белой краски» будут деятели культуры, прославившиеся если не творчеством, то хорошими делами.

Родившийся 26 февраля писатель Евгений Поповкин (1907 – 1968) в свое время немало попахал на литературной ниве. Всё им написанное и сделанное поросло быльем.
В истории литературы Поповкин остался лишь потому, что, будучи главным редактором журнала «Москва», пробил в печать роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».


Евгений Поповкин был автор из руководящих. После работы в ряде невзрачных провинциальных изданий он на целую десятилетку (1939-1949) очутился под началом Красной Армии. Занимал пост редактор отдела худлита Воениздата; старшего инструктора ГлавПУРа.

Самое известное произведение Поповкина – роман «Семья Рубанюк». В двух толстых томах рассказывалось о борьбе украинского народа с фашистскими захватчиками. Успех «Семьи Романюк» закрепила Сталинская премия третьей степени.

После ГлавПура Поповкина направили в Крым секретарем тамошнего отделения Союза писателей.
Вернувшись в столицу Поповкин сел в кресло главного редактора журнала «Москва».

В шестидесятые годы толстые литературные журналы переживали бум. «Новый мир» Твардовского и «Юность» Катаева отстаивали веяния оттепели. Им противостоял «Октябрь» сталиниста Кочетова.
«Москва» Поповкина прописалась во втором, а то и в третьем ряду читательских интересов. Журнал никак не мог обрести лицо. Самой заметной публикацией «Москвы» был перевод «Маленького принца» Сент-Экзюпери.
Особенно Поповкина тревожила подписка на 1967 год. Она катастрофически проваливалась, а редакция даже не могла обещать потенциальным читателям чего-нибудь «горяченького».
Со своими проблемами Поповкин обратился к Константину Симонову.

Симонов был председателем комиссии по литературному наследию Булгакова. Комиссия медленно продавливала публикации Булгакова сквозь рогатки цензуры. Издали однотомник пьес, в «Новом мире» прошел «Театральный роман», в серии «ЖЗЛ» появился булгаковский том о Мольере.
В послесловии к «Мольеру» Вениамин Каверин впервые на страницах советской печати упомянул неизданный роман «Мастер и Маргарита».
Затем критик Абрам Вулис в монографии «Советский сатирический роман. Эволюция жанра в 20-30-е годы» подробно неизданный шедевр разобрал (опять же, случай для советской печати беспрецедентный). Это как бы снимало с «Мастера…» шлейф запретности.
Во всяком случае, на стол к Поповкину кроме рукописи «Мастера и Маргариты» легла и монография Вулиса. Поповкин все понял правильно. «О романе так подробно пишут, пора печатать», - сказал он.

Печатать договорились хитро. Первую половину дать в 11 номере за 1966, а вторую в новом году. Мол, подписывайтесь!
Симонов тогда сказал:

«Поповкин человек слова. Он очень болен, поэтому никого и ничего не боится».

Какие цензурные мытарства прошел роман в журнале, как текст резали и ужимали, история отдельная.
Но «Мастер и Маргарита», благодаря усилиям Поповкина, вышла.
Став поистине культовой книгой.

Через год Евгений Поповкин ушел из жизни.
Книги писателя давно не переиздаются.

Но благодарную память читателей он заслужил.
Tags: =, белая краска, литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Recent Posts from This Journal