ygashae_zvezdu

Categories:

СОАВТОРЫ ГАЙДАЯ, КОТОРЫЕ С НИМ РАЗОШЛИСЬ И БОЛЬШЕ НЕ СОТРУДНИЧАЛИ

ФОТО С САЙТА 1tv.com
ФОТО С САЙТА 1tv.com

23 августа отмечал день рождения Яков Костюковский (1921-2011), автор, произведения которого мы знаем с детства, хотя фамилия его большинству ничего не говорит.

Костюковский был сценаристом, за редким исключением работая в соавторстве. 

Вышел он из ИФЛИ, откуда вышли также Солженицын, Твардовский,  Симонов, Давид Самойлов и многие, многие другие. 

Войну провел на газетных страницах, служил во фронтовом отделе «Комсомольской правды». После демобилизации продолжал работать в «Комсомолке», отвечая за юмор и сатиру. 

Подкосила Костюковского компания по борьбе с космополитизмом, - из газеты его попросили. Он этого никогда не мог забыть, костеря Сталина на всех перекрестках и аж в 2010 подписал обращение против плакатов генералиссимуса, развешанных по Москве в очередной юбилей Победы. 

Хотя именно пинок из газеты придал Костюковскому ускорение, сделал из партийного функционера вольного юмориста. Ведя речь о его соавторе Владлене Бахнове, я уже выражал недоумение по поводу длинных, со вкусом рассказов пострадавших «космополитов», как выгоняли, запрещали, не давали и хоть бы полслова писка о том, как удалось удержаться, пролезть, отсидеться. 

Ведь странно, ей-богу, Костюковский говорил, будто его никто никуда не брал на творческую работу, а его фельетоны проходили цензуру под чужими «русскими» фамилиями. Только как быть с тем, что уже в 1952 году он без проволочек вступил в Союз Писателей?

Ну да ладно…

Итак, в 1948 Костюковский скооперировался с Владленом Бахновым. Ребята обслуживали эстраду, снабжая артистов шутками. В очередь к ним выстроились Тарапунька и Штепсель, Шуров и Рыкунин, Рудаков и Нечаев.

В 1962 состоялся киношный дебют Костюковского и Бахнова. Фильм «Ехали мы, ехали» представлял собой перенесенную на экран программу Тарапуньки и Штепселя. В 1963 увидела свет комедия «Штрафной удар», которую благодаря актерским работам Пуговкина, Трещалова, Высоцкого до сих пор крутит телевидение. 

А вот дальше пути соавторов разошлись. Костюковский начал работать в тандеме с Морисом Слободским. 

фото с сайта posters.hurtom.com
фото с сайта posters.hurtom.com

На эту пару обратил внимание Леонид Гайдай. В 1960-ых режиссер находился на пике творческой формы. Нащупав образ троицы Труса, Балбеса и Бывалого Гайдай начал поиск новых интонаций. Ему казалось, что как режиссера его тормозит однообразие приемов. Слободскому и Костюковскому режиссер поставил задачу: создать положительного комедийного героя. Соавторы придумали студента Владика, который впоследствии превратился в Шурика. А еще Костюковский и Слободской убедили Гайдая ввести в фильм Труса, Балбеса и Бывалого, чему режиссер всячески противился. 

Комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965) в представлении не нуждается.

Равно как и следующая работа Костюковского, Слободского и Гайдая Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966). 

фото с сайта m.fotostrana.ru
фото с сайта m.fotostrana.ru

Эту картину сам Гайдай снимать не хотел. Позже он говорил:

«Как мне тогда казалось, я рассказал о Шурике во всех возможных его ипостасях, я вытряс из троицы (и она из меня) всё, что она могла дать, о погонях я не мог думать без содрогания».

Касаемо «Кавказской пленницы» Костюковский, да и сам Гайдай все время упирали на то, что большинство трюков было заранее прописано в сценарии. Это они так боролись против неизвестно откуда взявшегося мнения, будто на площадке царила импровизация и за каждую придуманную шутку актеры или вообще осветители получали от режиссера бутылку шампанского.  

После всесоюзного успеха «Кавказской пленницы…» Костюковский и Слободской надеялись поэксплуатировать свой успех, быстро накатав продолжение, где Саахов и троица выходили из тюрьмы да снова сталкивались с комсомолкой, спортсменкой, красавицей Ниной + вечным студентом Шуриком. Но здесь уж Гайдай решительно отмел потуги соавторов да и худсовет сценарий не принял

Гайдай вообще устал от современного материала, желая переключиться на экранизации хитов времен НЭПа, - рассказов Зощенко, пьесы Булгакова, «12 стульев». Но в 1968 году обстоятельства складывались против режиссера. Булгакова уже ставили Алов и Наумов («Бег»), а Швейцер только что выпустил «Золотого теленка». 

Гайдай вернулся к сотрудничеству с Костюковским и Слободским, четко оговорив, - никакой троицы, никакого Шурика. 

Тогда Костюковский предложил идею «Бриллиантовой руки» (1968). 

картинка с сайта Pinterest
картинка с сайта Pinterest

Сотрудничество с Гайдаем вывело Костюковского и Слободского в топ-сценаристов, и остается непонятным, почему после «Бриллиантовой руки» последовал разрыв. На следующей картине «12 стульев» Гайдай уже будет работать с бывшим соавтором Костюковского Владленом Бахновым.

По версии Костюковского развод с Гайдаем состоялся, поскольку тот занялся экранизациями, а соавторам это было неинтересно. Действительно, свыше десяти лет Гайдай не ставил оригинальных историй, окунувшись в пучину Булгакова («Иван Васильевич меняет профессию»), Зощенко («Не может быть!»), Гоголя («Инкогнито из Петербурга»), Лассила («За спичками»), Ильфа и Петрова.

Существует, однако, альтернативная версия, которую озвучил композитор Александр Зацепин:

«А как он трудился со своими сценаристами Яковом Костюковским и Морисом Слободским. Они потом расстались из-за денег. После «Бриллиантовой руки» Гайдай мне сказал: «Саша, если бы ты видел, что они мне приносили: фельетоны и капустники. Это не для кино. Над сценарием я работал не меньше их. Так почему же они мне дали 20 процентов гонорара, а себе взяли по 40?»

Дабы два раза не вставать обратимся к зарплатным ведомостям. За сценарий «Кавказской пленницы, или Новые приключения Шурика» Гайдай положил в карман две тысячи рублей, Слободской и Костюковский по три. 

Таков был денежный расклад и на «Бриллиантовой руке». 

Но внешне все обстояло цивильно. Гайдай всегда упоминал имена сценаристов, выслушивая похвалы репликам из фильмов. Более того, в одном из интервью он обмолвился, что как только перестал работать с Костюковским и Слободским, так удача от него отвернулась. 

На самом деле, Гайдай снял еще несколько годных фильмов, а удачу начал терять приблизительно с года 1977, на экранизации гоголевского «Ревизора».

А вот у его соавторов дела обстояли комси-комса.

фото с сайта retrogid.ru
фото с сайта retrogid.ru

В 1973 Костюковский и Слободской выдали сравнительно известную комедию «Неисправимый лгун». Последний фильм режиссера Виллена Азарова неплохо прошел в прокате и до сих пор мелькает по телевизору.

В 1974 студия Довженко «осчастливила» зрителя охотничьей комедией «Ни пуха, ни пера!» Ее по сценарию соавторов ставил Виктор Иванов, прославленный картинами «За двумя зайцами» и «Ключи от неба». Фильм в прокате провалился, да и у критики добрых слов для него не нашлось.

В 1975 появилась комедия «Соло для слона с оркестром», совместное действо чехословацких и советских кинематографистов. Здесь наши герои работали в тесной связке с чехами: режиссером Олдржихом Липским (самый известный его фильм пародия на вестерны «Лимонадный Джо») и автором «Каникул Бонифация» Милошем Мацуореком (ПЯТЬ ЗАРУБЕЖНЫХ СКАЗОЧНИКОВ ИЗВЕСТНЫХ КАЖДОМУ, ЖИВШЕМУ В СССР, НЕ ПО КНИГАМ, А ПО МУЛЬТИКАМ). 

«Соло для слона с оркестром» пустили первым экраном, и картина стала лидером проката. Но до гайдаевских комедий ей было далеко.

Еще во времена сотрудничества Гайдай взял с друзей обещание, что писать сценарии под троицу они не будут никогда. Одна из причин, почему Гайдай раз из раза возвращался к образам Труса, Балбеса и Бывалого, - он не желал, чтобы их подхватили другие режиссеры. 

Опасения Гайдая не были лишены оснований, - Труса, Балбеса и Бывалого ввели в свои фильмы Эльдар Рязанов («Дайте жалобную книгу») и Евгений Карелов («Семь стариков и одна девушка»). Возможно, нашлись бы и другие желающие поэксплуатировать раскрученных персонажей, но отказ Никулина сниматься в роли Балбеса блокировал все замыслы (БАЛБЕС ПРОТИВ БЫВАЛОГО. ПОЧЕМУ НИКУЛИН НЕ ХОТЕЛ ЗНАТЬСЯ С МОРГУНОВЫМ).

Данное Гайдаю обещание Костюковский и Слободской нарушили, сварганив сценарий «Комедия давно минувших дней», где объединили две пары гайдаевских героев: Труса (Вицин) и Бывалого (Моргунов) + Остапа Бендера (Арчил Гомиашвили — ПОЧЕМУ НЕ СОСТОЯЛАСЬ АКТЕРСКАЯ КАРЬЕРА АРЧИЛА ГОМИАШВИЛИ В МОСКВЕ) и Кису Воробьянинова (Сергей Филиппов — ГОРЕЧЬ КОМИКА ФИЛИППОВА). 

«Комедия давно минувших дней» (1980; режиссер Юрий Кушнерев) лишь показала насколько неумолимо время и что старость не к лицу некогда разбитным героям. 

В 1986 Костюковский и Слободской завершили карьеру фильмом «Хорошо сидим!» Получилась скетчевая вариация на антиалкогольные темы. Какие-то шутки были хороши, какие-то не очень, но режиссер Мунид Закиров пригнал массу любимых народом актеров и фильм собрал почти 25 миллионов зрителей. 

Таков творческий путь создателей самых популярных комедий Леонида Гайдая.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded