Category:

ЕСЕНИН И МАСКА СОВЕТСКОГО ПОЭТА

ЕСЕНИН ЧИТАЕТ МАТЕРИ "АННУ СНЕГИНУ"
ЕСЕНИН ЧИТАЕТ МАТЕРИ "АННУ СНЕГИНУ"

Мы уже говорили, что вернувшись из-за границы со сборником «Москва кабацкая» Есенин быстро догнал, - за кабацкие стихи с ним нянчиться не будут ("МОСКВА КАБАЦКАЯ". ПОВОРОТ НЕ ТУДА?). Сборник с трудом прошел цензуру, и хотя полюбился читателям, был раздраконен критикой. Но дело даже не в холодном приёме. Просто маска поэта из пивного подвала обрекала Есенина на творческое одиночество, а он привык работать в шумной ватаге. Консолидации с крестьянской поэзией не вышло (ЕСЕНИН. "РОМАН С МУЖИКАМИ"), пришлось оглядываться по сторонам в поисках компании.

Несмотря на свою практичность Есенин, как правило, делал неверный выбор, рано или поздно оказываясь на пепелище. Только вследствие раннего ухода ему не пришлось держать ответ за «избяные» песни, пропетые перед монаршими очами (ПРИДВОРНЫЙ ПОЭТ ЕСЕНИН) да оправдываться за альянс с эсерами. 

Период, когда Есенин пытался примерить на себя маску советского поэта тоже мог впоследствии вызвать ряд вопросов. Вот простой перечень покровителей Есенина образца 1924 года, людей, которые его печатали, привечали, давали кров и пищу:

Илья Ионов (Есенин посвятил ему поэму «Песнь о Великом походе») – руководитель Ленинградского отделения Госиздата; шурин Григория Зиновьева; репрессирован.

Александр Воронский (Есенин посвятил ему «Анну Снегину») – руководитель журнала «Красная новь». Выступал как защитник писателей-попутчиков, полемизируя с Пролеткультом и Лефом. В 1927 за участие в троцкистской демонстрации отправлен в ссылку. Прощен, но в 1935 арестован. В 1937 арестован вторично и расстрелян.

Илья Вардин – заведующий подотделом печати ЦК РКП(б). На момент 1924 года борец с левой оппозицией, враг Воронского. В 1925 перешел на сторону оппозиционеров. В 1927 после троцкистской демонстрации его на год исключили из партии. В 1941 расстреляли. 

На этом фоне благостной смотрится судьба Петра Чагина (ему Есенин посвятил «Стансы»), секретаря ЦК компартии Азербайджана, заместителя Кирова. Чагин, обеспечивающий Есенину «Персию» в Азербайджане, вовремя спрыгнул с политической арены, уйдя в газетную работу и уцелел.

То есть, хотя личная встреча Есенина с Троцким зафиксирована мемуаристами в количестве одной штуки, поэт находился в смычке с троцкистами. Что он сам об этом думал? Да ничего, лишь бы платили. В 1924 схватка Троцкого со Сталиным только разгоралась, и масштабы ее были непредставимы. А Есенин мог сотрудничать с любым кошельком, не сильно проникаясь идеологией. Читая стихи императрице, он класть на монархию хотел. Объявляя своим духовным отцом Иванова-Разумника, Есенин после выстрела Блюмкина в Мирбаха и думать о нем забыл.  

ЕСЕНИН И ЧАГИН
ЕСЕНИН И ЧАГИН

Наиболее четко позиция индивида, присматривающегося к итогам революции выражена Есениным в стихотворении «Русь советская» строчками: «Отдам всю душу октябрю и маю, но только лиры милой не отдам». 

Именно эти строчки вызвали отповедь рецензентов. Репортер, скрывшийся под псевдонимом Циклоп, воскликнул:  «Это красиво, а как поскоблишь, вскроется ложь: ведь душа поэта и есть его лира. Раз эту лиру, то, чем живешь, прячешь глубоко и только для себя, что же отдаешь ты Октябрю? Пустоту и больше ничего». Цепляясь к словам: «Но некому мне шляпой поклониться, ни в чьих глазах не нахожу приют», оный Циклоп делает вывод: «Есенин «ни в чьих глазах не находит приют» потому, что он опирается на самый безнадежный социальный слой, на среду босяков, проституток и дряблой части интеллигенции».

За эти же слова Есенин попал на страницы сатирического журнала «Крокодил», в рубрику «Вилы в бок»: «Пиит (старенькое слово, специально для рифмы пущенное!) сетует: «И некому мне шляпой поклониться». А вы бы, товарищ Есенин, попробовали головой кланяться!»

Стихотворения Есенина «Возвращение на Родину», «Русь Советская» и «Русь уходящая» можно счесть для поэта программными. В них зафиксирована растерянность человека, который понимает, что страна развивается вроде в правильном направлении, но не так как ему желательно. Всегда бравирующий сохой Есенин вдруг расписывается в непонимании современной деревни, где он не узнает отцовский дом, не узнает при встрече деда, а вокруг звучат агитки Демьяна Бедного. Из этого следует вывод: «Моя поэзия здесь больше не нужна, да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен». А также выражается желание «задрав штаны, бежать за комсомолом».  

Сергей Александрович держался вполне в русле лелеемых Воронским попутчиков: ребята, я симпатизирую советской власти, я буду меняться, только не требуйте от меня немедленных деклараций в духе Жарова и Безыменского.

Нельзя сказать, чтобы эта есенинская позиция вызвала всеобщий восторг. Скульптор Коненков обмолвился в письме Сергею Клычкову: «Если встретишься с Сережей Есениным, передай ему наш привет. Я читал, что он решил «задрав штаны, бежать за комсомолом». Для быстроты советую вмазать скипидару»

Публикация поэмы «Песня о великом походе» вообще выявила нежелание Есенина разбираться, кто там с кем на политической арене рубится. Оставшись без денег, он отдал поэму одновременно в два издания. Хуже всего, право первой публикации получил тогдашний недруг Воронского Вардин. Для попутчиков это было ощутимым ударом. Испытывая мимолетные угрызения совести, Есенин напишет сестре Кате:  

«Узнай, как вышло дело с Воронским. Мне страшно будет неприятно, если напостовцы его съедят. Это значит тогда бей в барабан и открывай лавочку.

По линии писать абсолютно невозможно. Будет такая тоска, что мухи сдохнут.

…Вардин ко мне очень хорош и очень внимателен. Он чудный, простой и сердечный человек. Все, что он делает в литературной политике, он делает как честный коммунист. Одно беда, что коммунизм он любит больше литературы». 

Оглядчивая Катя советует брату: «Никаких распоряжений за глаза не давай. Помни, ты козырная карта, которая решает участь игроков. Остерегайся»

Но Есенин гнет прежнюю линию свободолюбия: «Я не разделяю ничьей литературной политики. Она у меня своя собственная — я сам»

ЕСЕНИН В ГРУЗИИ
ЕСЕНИН В ГРУЗИИ

Касаемо «Песни о великом походе», а также «Поэмы о 36» и «Баллады о 26» их нельзя счесть творческими удачами Сергея Александровича. «Поход» сделан частушечным переплясом, характерным для того самого Демьяна Бедного, над которым Сергей при каждом удобном случае посмеивался (ЗА ЧТО СЕРГЕЙ ЕСЕНИН НЕНАВИДЕЛ ДЕМЬЯНА БЕДНОГО). «Баллада о 26» посвящена бакинским комиссарам и сварганена к дате за день на коленке. 

Работодатели, ожидая от Есенина результатов были не совсем довольны. Воронский попросту не принял «Стансов», где Есенин  себя уговаривал: «Давай, Сергей, за Маркса тихо сядем».

«Беда, однако, в том, что стихи во имя Маркса просто плохи: «стишок писнуть», «эра новая не фунт изюму вам» в устах такого первоклассного поэта, каким является Есенин, звучат совершенно неприлично. … Но хуже всего даже не эти «фунты изюма», не «писнуть», даже не скудная, сырая рифмовка стиха, — хуже всего, что «Стансам» не веришь, они не убеждают. В них не вложено никакого серьезного, искреннего чувства, и клятвы поэта звучат сиро и фальшиво. … Если внимательно вчитаться в «Стансы», станет очевидным, что за внешней революционностью таится глубочайшее равнодушие и скука; как будто говорит поэт: хотите революционных стишков, — могу, мне все равно, могу о фонарях, об индустрии, о Ленине, о Марксе. Плохо? Ничего, сойдет: напечатаете»

Не вышел у Есенина и Ленин. Поставив задачу создать неканонический образ, он заземлил Ильича до дедушки из стишка Плещеева про белку и свисток. 

Как заметил критик Абрам Лежнев: «Он сделал ошибку, прямо противоположную той, которую совершили пролетпоэты и Маяковский, показавшие только Ленина-революционера. У них Ленин вышел неживым, абстрактным. У Есенина получился живой, но… не Ленин».

"АННА СНЕГИНА" ЭКРАНИЗИРОВАНА В ВИДЕ ОПЕРЫ. ЕСЕНИН — ВИТАЛИЙ БЕЗРУКОВ, СНЕГИНА — ЕЛА САНЬКО
"АННА СНЕГИНА" ЭКРАНИЗИРОВАНА В ВИДЕ ОПЕРЫ. ЕСЕНИН — ВИТАЛИЙ БЕЗРУКОВ, СНЕГИНА — ЕЛА САНЬКО

Лучшим произведением советского поэта Есенина стала «Анна Снегина». Написанная в январе 1925 года поэма показывает, что в последний год своей жизни Есенин вступал в офигительной форме. По воспоминаниям Льва Повицкого, «Анну Снегину» Есенин писал в Батуме под домашним арестом. Уходя утром на работу, журналист запирал его на ключ. Это гарантировало свободу от назойливых собутыльников.

В «Анне Снегиной» видна легкость есенинского характера, позволяющая ему до поры - до времени скользить по поверхности. Легкость встреч, легкость расставаний, никаких взятых на себя перед людьми обязательств, кроме служения поэзии. 

Прекрасно же…

Луна хохотала, как клоун.

И в сердце хоть прежнего нет,

По-странному был я полон

Наплывом шестнадцати лет.

Расстались мы с ней на рассвете

С загадкой движений и глаз…

Есть что-то прекрасное в лете,

А с летом прекрасное в нас.

Удивительно, но «Анна Снегина» (лучший эпик Есенина после «Пугачева») получила совершенно уничижительные оценки современников. Миклашевская вспоминала насмешки друзей: «Еще нянюшку туда — и совсем Пушкин!» Не принял поэму Горький. Иронизировал критик Друзин:  

«Говорить ли о социальной значимости «Анны Снегиной»? Содержание ее — нудная история о любви невпопад двух, так сказать, романтических существ. Глубина психологических переживаний — измеряется писарским масштабом. Да и кто всерьез станет ждать от Есенина создания крупных общественно-значимых типов»

Основная трудность адаптации Есенина к пролетарской поэзии заключалась в следующем: он чувствовал, что творение нового мифа нуждается в эпосе, развернутом рассказе. И на протяжении 1924 года, выдав на гора ряд поэм и образующих условный цикл стихотворений («Русь…», «Письма родным») надорвался. В последний год Есенин уже не был рассчитан на поэтический марафонский забег, алкоголь отнимал ремесло. Пришла пора быстрой, мгновенной лирики, не требующей усидчивой работы.  

Но об этом мы еще поговорим.

НАЧАЛО ТУТ:

ЕСЕНИН 1: СИРОТА ПРИ РОДИТЕЛЯХ

ЕСЕНИН 2: СМЕРТЕЛЬНЫЙ ЗАМЕС

ЕСЕНИН 3: МАТЬ + СЫН И МИНУС ПАПА

О ЧЕМ БЛОК ПРЕДУПРЕЖДАЛ ЕСЕНИНА

ПОЧЕМУ ЕСЕНИН ЧУТЬ НЕ ПОБИЛ ГОРОДЕЦКОГО

ПРИДВОРНЫЙ ПОЭТ ЕСЕНИН

ХЕРУВИМ С НОЖОМ ЗА ПАЗУХОЙ

ПРАВОСЛАВНЫЙ ЕСЕНИН?

СТОИТ ЛИ ЛАЯТЬСЯ НА ГОСПОДА 

"...ДЕТЕЙ ПО СВЕТУ РАСТЕРЯЛ, СВОЮ ЖЕНУ ЛЕГКО ОТДАЛ ДРУГОМУ"

БАБКИ И СЛАВА ЕСЕНИНА

ЕСЕНИНСКАЯ ТОСКА

СТОИЛО ЛИ ЖЕНИТЬСЯ НА ДЕНЬГАХ И СЛАВЕ?

БЫЛ ЛИ ЕСЕНИН ЗООЛОГИЧЕСКИМ АНТИСЕМИТОМ?

ПОЧЕМУ ЕСЕНИН ОКАЗАЛСЯ НА УЛИЦЕ

ПОЧЕМУ ГЕНИАЛЬНОМУ РУССКОМУ ПОЭТУ ПРИ БОЛЬШИХ ЗАРАБОТКАХ НЕ НА ЧТО БЫЛО ЖИТЬ?

"МОСКВА КАБАЦКАЯ". ПОВОРОТ НЕ ТУДА?

ЕСЕНИН И "МУЖИКОВСТВУЮЩИХ СВОРА"

ПОЧЕМУ СПУТНИЦА ЕСЕНИНА ПОКОНЧИЛА С СОБОЙ НА ЕГО МОГИЛЕ?

РАЗВЕ МОЖНО ЗА НЕГО ЗАМУЖ ИДТИ, КОГДА ОН НЕВЕСТУ МАТЕРИТ?

КОГДА ЕСЕНИН НАЧАЛ ПИТЬ?

ЛЕЧИТЬ ЕСЕНИНА!


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded