ПОЧЕМУ, СЫГРАВ ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА, ПЕТР ГЛЕБОВ БОЛЬШЕ НЕ ПОЛУЧИЛ РОЛЬ ТАКОГО УРОВНЯ

14 апреля родился Петр Глебов (1915-2000), актер, ставший воплощением Григория Мелехова на советском экране.
Глебова нагнала та же проблема, что и создателя трагического образа Мелехова Шолохова: невозможность прыгнуть выше и так запредельной высоты. «Тихий Дон», имхо, лучший роман, созданный на русском языке в 20-ом веке. Закончив грандиозную эпопею в 35 лет, Шолохов прожил еще сорок с лишним, без ориентиров всё оправдывающей работы.
Так же и Глебов ничего лучше Мелехова не сыграл.
Симптоматично, что Глебов и актером-то захотел стать, увидев на экране Андрея Абрикосова в роли Мелехова в первой экранизации «Тихого Дона» (ПЕРВАЯ АКСИНЬЯ).
Глебов учился в Оперно-драматической студии Станиславского, прошел войну, работал в театре.
До роли Мелехова мелькал в киномассовках.
«На просмотрах этих фильмов, мои родные и друзья ждали, когда же они увидят меня. Потом спрашивали: где же я был? А я и сам себя еле успевал разглядеть, где ухом, где плечом промелькну…»

Неудивительно, что выбор режиссером Сергеем Герасимовым никому не известного новичка на потенциально звездную роль, многих удивил. Ведь актеру перевалило за сорок лет, а Григорий Мелехов по книге молодой парень. Исполнительница роли Аксиньи Элина Быстрицкая просто не понимала, что ей делать с партнером в возрасте.
Потом, характерная черта Мелехова горбинка на носу, у Глебова ее не было. Оператор Рапоппорт думал уйти с картины, полагая, что Глебова – «Мелехова» придется снимать общим планом, избегая крупных. Но и нос Глебову сделали, и Быстрицкую актер убедил, и Шолохов из массы претендентов утвердил его.
Экранизация «Тихого Дона» стала лидером проката. Глебов проснулся знаменитым.

Следующие роли продемонстрировали готовность и желание Глебова меняться, показать широкую палитру. В экранизации второго романа Шолохова «Поднятая целина» он играл отрицательную роль поручика Половцева. А еще, вспомнив учебу в оперной студии, прошел через целый ряд оперных экранизаций «Моцарт и Сальери» (Сальери), «Иоланта» (Эбн-Хакиа), «Царская невеста» (Иван Грозный).
Эти картины не делали кассы на Родине, но хорошо работали на экспорт.
Глебов сам не заметил, как роли, о которых он мечтал, стали проходить мимо: Прохор из «Угрюм-реки», Челкаш, Пугачев. Все чаще ему доставались отрицательные персонажи, такие как враги советской власти в «Сердце Бонивура» или «О друзьях-товарищах». Да и в «Емельяне Пугачеве» играть пришлось атамана-предателя Степана Федулова (Пугачев достался Евгению Матвееву).

В 1969 Глебов пришел в труппу Театра-студии киноактера, но в репертуаре почти не был задействован, отдавшись гастрольной деятельности. На просторах СССР ждали Мелехова. Если позволяла площадь, Глебов выезжал к зрителю на коне, с шашкой.
Второй волны популярности Глебов дождался в 1980-ых. Герасимов дал ему роль Цыгана в дилогии «Юность Петра» и «Начало славных дел», а потом Искра Бабич сняла Глебова в хите «Мужики!..» (РЕЖИССЕР ФИЛЬМА "МУЖИКИ!..", УБЕЖДЕННАЯ, ЧТО ПРЕДАДУТ СВОИ, НО ПОМОГУТ ЧУЖИЕ)
«Мужики!..», а в особенности Глебов, очень понравились Брежневу, который, как выяснилось, «Тихого Дона» не видел. Главе государства привезли три серии давнего шедевра.
Дальше, по словам Глебова, произошло следующее:
«А много лет спустя «Тихий Дон» посмотрел Брежнев. Оказывается, он до этого картины не видел. Прослезился, спрашивает: «Кто такой этот Глебов?» Ему говорят: «Заслуженный артист». «Дать сегодня же народного!». Потом посмотрел мои документы: «Оказывается, Глебов Москву защищал, а у него только медали. Дать ему орден Ленина!» Ему отвечают: «Леонид Ильич, нельзя в один день два указа Верховного Совета по поводу одного человека издавать. Не было такого в истории страны». – «Ну, - говорит, - сделайте в порядке исключения. Орден Ленина. От меня».
И сделали.

Глебову исполнилось 75, когда подкрался развал страны. Естественно, ему это не понравилось.
Актер говорил:
«Да, сегодня у нас вроде больше свободы. Но при этом большинство населения страны впало в унизительную нищету. Неужто и впрямь судьба у нас такая — сплошные крайности: если свобода — то анархия и беспредел, если капитализм — то непременно дикий, от которого люди шарахаются…»
Но главная проблема Глебова крылась в нем самом. Петр никак не мог принять зимний возраст, который все более не совпадал с по-прежнему весенней душой. Он агрессивно отказывался от ролей стариков на завалинках, ибо себя таковым не воспринимал. Лечиться также не желал, считая различные недомогания временными.
На обследовании врачи обнаружили у Глебова полностью изношенный организм, но актер курс лечения не завершил, уйдя домой справлять юбилей (85 лет). Отпуская пациента, врачи предупредили жену о блуждающем тромбе, который мог оторваться в любой момент.
Что и случилось.
Через три дня после юбилея тромб поразил сердце.
Вечная память!