ygashae_zvezdu

Categories:

ПОЧЕМУ, СЫГРАВ ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА, ПЕТР ГЛЕБОВ БОЛЬШЕ НЕ ПОЛУЧИЛ РОЛЬ ТАКОГО УРОВНЯ

14 апреля родился Петр Глебов (1915-2000), актер, ставший воплощением Григория Мелехова на советском экране. 

Глебова нагнала та же проблема, что и создателя трагического образа Мелехова Шолохова: невозможность прыгнуть выше и так запредельной высоты. «Тихий Дон», имхо, лучший роман, созданный на русском языке в 20-ом веке. Закончив грандиозную эпопею в 35 лет, Шолохов прожил еще сорок с лишним, без ориентиров всё оправдывающей работы. 

Так же и Глебов ничего лучше Мелехова не сыграл.

Симптоматично, что Глебов и актером-то захотел стать, увидев на экране Андрея Абрикосова в роли Мелехова в первой экранизации «Тихого Дона» (ПЕРВАЯ АКСИНЬЯ). 

Глебов учился в Оперно-драматической студии Станиславского, прошел войну, работал в театре. 

До роли Мелехова мелькал в киномассовках. 

«На просмотрах этих фильмов, мои родные и друзья ждали, когда же они увидят меня. Потом спрашивали: где же я был? А я и сам себя еле успевал разглядеть, где ухом, где плечом промелькну…»

ГЛЕБОВ — МЕЛЕХОВ
ГЛЕБОВ — МЕЛЕХОВ

Неудивительно, что выбор режиссером Сергеем Герасимовым никому не известного новичка на потенциально звездную роль, многих удивил. Ведь актеру перевалило за сорок лет, а Григорий Мелехов по книге молодой парень. Исполнительница роли Аксиньи Элина Быстрицкая просто не понимала, что ей делать с партнером в возрасте. 

Потом, характерная черта Мелехова горбинка на носу, у Глебова ее не было. Оператор Рапоппорт думал уйти с картины, полагая, что Глебова – «Мелехова» придется снимать общим планом, избегая крупных. Но и нос Глебову сделали, и Быстрицкую актер убедил, и Шолохов из массы претендентов утвердил его.

Экранизация «Тихого Дона» стала лидером проката. Глебов проснулся знаменитым. 

СО СМОКТУНОВСКИМ В "МОЦАРТЕ И САЛЬЕРИ"
СО СМОКТУНОВСКИМ В "МОЦАРТЕ И САЛЬЕРИ"

Следующие роли продемонстрировали готовность и желание Глебова меняться, показать широкую палитру. В экранизации второго романа Шолохова «Поднятая целина» он играл отрицательную роль поручика Половцева. А еще, вспомнив учебу в оперной студии, прошел через целый ряд оперных экранизаций «Моцарт и Сальери» (Сальери), «Иоланта» (Эбн-Хакиа), «Царская невеста» (Иван Грозный). 

Эти картины не делали кассы на Родине, но хорошо работали на экспорт. 

Глебов сам не заметил, как роли, о которых он мечтал, стали проходить мимо: Прохор из «Угрюм-реки», Челкаш, Пугачев. Все чаще ему доставались отрицательные персонажи, такие как враги советской власти в «Сердце Бонивура» или «О друзьях-товарищах». Да и в «Емельяне Пугачеве» играть пришлось атамана-предателя Степана Федулова (Пугачев достался Евгению Матвееву).

В 1969 Глебов пришел в труппу Театра-студии киноактера, но в репертуаре почти не был задействован, отдавшись гастрольной деятельности. На просторах СССР ждали Мелехова. Если позволяла площадь, Глебов выезжал к зрителю на коне, с шашкой. 

Второй волны популярности Глебов дождался в 1980-ых. Герасимов дал ему роль Цыгана в дилогии «Юность Петра» и «Начало славных дел», а потом Искра Бабич сняла Глебова в хите «Мужики!..» (РЕЖИССЕР ФИЛЬМА "МУЖИКИ!..", УБЕЖДЕННАЯ, ЧТО ПРЕДАДУТ СВОИ, НО ПОМОГУТ ЧУЖИЕ

«Мужики!..», а в особенности Глебов, очень понравились Брежневу, который, как выяснилось, «Тихого Дона» не видел. Главе государства привезли три серии давнего шедевра. 

Дальше, по словам Глебова, произошло следующее: 

«А много лет спустя «Тихий Дон» посмотрел Брежнев. Оказывается, он до этого картины не видел. Прослезился, спрашивает: «Кто такой этот Глебов?» Ему говорят: «Заслуженный артист». «Дать сегодня же народного!». Потом посмотрел мои документы: «Оказывается, Глебов Москву защищал, а у него только медали. Дать ему орден Ленина!» Ему отвечают: «Леонид Ильич, нельзя в один день два указа Верховного Совета по поводу одного человека издавать. Не было такого в истории страны». – «Ну, - говорит, - сделайте в порядке исключения. Орден Ленина. От меня».

И сделали.

С АЛЕКСАНДРОМ МИХАЙЛОВЫМ ("МУЖИКИ!..")
С АЛЕКСАНДРОМ МИХАЙЛОВЫМ ("МУЖИКИ!..")

Глебову исполнилось 75, когда подкрался развал страны. Естественно, ему это не понравилось. 

Актер говорил:

«Да, сегодня у нас вроде больше свободы. Но при этом большинство населения страны впало в унизительную нищету. Неужто и впрямь судьба у нас такая — сплошные крайности: если свобода — то анархия и беспредел, если капитализм — то непременно дикий, от которого люди шарахаются…»

Но главная проблема Глебова крылась в нем самом. Петр никак не мог принять зимний возраст, который все более не совпадал с по-прежнему весенней душой. Он агрессивно отказывался от ролей стариков на завалинках, ибо себя таковым не воспринимал. Лечиться также не желал, считая различные недомогания временными. 

На обследовании врачи обнаружили у Глебова полностью изношенный организм, но актер курс лечения не завершил, уйдя домой справлять юбилей (85 лет). Отпуская пациента, врачи предупредили жену о блуждающем тромбе, который мог оторваться в любой момент.

Что и случилось.

Через три дня после юбилея тромб поразил сердце.

Вечная память! 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded