ygashae_zvezdu

Categories:

РЕЖИССЕР ФИЛЬМА "МУЖИКИ!..", УБЕЖДЕННАЯ, ЧТО ПРЕДАДУТ СВОИ, НО ПОМОГУТ ЧУЖИЕ

Режиссер Искра Бабич знакома широкому зрителю по фильму «Мужики!..», где герой берет на воспитание дочку да еще двух детей впридачу. 

Бабич вообще разрабатывала тему брошенных ребяток как-то маниакально, с постоянным к ней возвращением.

Об этом и поговорим.

В большом кино Искра дебютировала в 1960-ом мелодрамой «Первое свидание». Именно там возник в творчестве женщины мотив детей, которые нуждаются в опеке.

«Первое свидание» совершенно явно разваливается на две истории. Сперва фильм рассказывает, как с первой встречи полюбили друг друга молодые люди Валя (Лидия Шапоренко) и Алеша (Георгий Юматов). Алеша оказался эгоистичным себялюбцем и начал Валентину разочаровывать. После ссоры с ним Валя ушла из дому, и Алеша, считай, пропал с экрана до финала. Началась история вторая.

Прежде чем перейти к истории второй, отметим посыл Бабич. А именно: предают свои. Самые близкие. Родная кровь. 

Посетили ЗАГС Алеша с Валей в отпуске, а, вернувшись в Москву, выяснили, что жить им негде. Мама мужа категорически не хочет с избранницей сына даже знакомится, не то что в квартиру пускать. Родная сестра, с которой Валя делила угол, за время ее отпуска тоже вышла замуж, теперь в комнате двое и Валя безропотно уходит, не поставив родню в известность о своем положении. Валина напарница по работе в столовой (Нина Меньшикова) страдает от алкоголизма мужа. Не выдержав мук душевных, умирает прямо на работе. 

Но уже в первой истории возникает второй посыл: помогут чужие, случайные прохожие. Валю с Алешей пускает к себе жить интеллигентная вдова кинолога (Татьяна Пельтцер). Именно пускает, в пространстве фильма речь о плате за съем не заходит. 

Посыл «Помогут чужие» Бабич вовсю разрабатывает во второй истории. Навестив семью умершей напарницы, и застав детей в пьяной компании, Валя все больше проникается их участью, несмотря на сопротивление отца пьющего литейщика Павла Смурова (в этой роли муж режиссера Афанасий Кочетков). 

После того, как Смуров попадает в милицию (ища опохмелку, пытался продать игрушечную машинку детей), появляется статья в газете о том, какой он плохой отец и какая хорошая женщина Валя. Со всей страны идут потоком чужие письма желающих детей усыновить, а на Вале жениться. 

Смурову грозит лишение отцовства, хотя он медленно исправляется. Валя излагает ему план действий: «Я сегодня в райкоме была и мне сказали, если у вас детей отберут, я их на себя возьму. Ну, они будут жить у вас, только на моей ответственности. А если вы хоть раз выпьете, я детей заберу и уеду».

Все закончится хорошо, Смуров вернется на путь трезвости, а Валя помирится с Алешей. 

«Первое свидание» в год выхода выбилось в лидеры проката, собрав свыше 25 миллионов зрителей. 

Крепкий фильм, испорченный распадением на две сюжетные линии. Любовь с Алешей в историю семейства Смуровых надо было вводить жестче.

А еще «Первое свидание» достаточно традиционная картина, ложащаяся в социальный пафос постройки человека советского. Близкие предадут, общество… общество никогда.

Следующий фильм Бабич «Половодье» (1962) повествовал о любви деревенской девушки Даши (Галина Яцкина) и моряка Зиновия (Валентин Зубков). Даша - героиня Соцтруда, вся такая поэтически восторженная и правильная. Зиновий – эгоист-единоличник. На этом и строится конфликт.

Тема брошенного ребенка проводится здесь фоном, но тоже важна, потому ее отметим.

Первый раз Зиновий решил расстаться с Дашей еще до свадьбы, но в пути догнала его весть, что невеста беременна. Он возвращается, свадьба играется, лучше жить не становится, ибо сильный характер ломать - только портить.

В больнице, готовая родить Даша, получает известие, что Зиновий решил покинуть деревню, поскольку «счастья там не будет» и перебрался в город. Даша уезжать вслед за мужем отказывается и выгоняет Зиновия.

Будущее Даши под вопросом.

Она вполне может закончить как героиня фильма «Мужики!..», - ранней смертью, озадачив Зиновия вопросом: брать ребенка на себя или ну его в приют.

«Половодье» был для Бабич кризисным настолько, что она думала снять фамилию с титров и почти на двадцать лет покинула режиссерское кресло.

Вернулась на большой экран хитом «Мужики!..»

Что там хорошего? 

Четко прописанный герой - настоящий Мужик Павел Зубов (Александр Михайлов). Главная удача картины, исполненный запрос на социального героя, работягу без материальных проблем, веселого, ответственного, на которого можно положиться. В позднем СССР, где на страницах журнала «Человек и закон» самой животрепещущей дискуссией стал вопрос об алиментах, была нужда именно в таком герое. 

«Мужики!..» посмотрело свыше 34 миллионов зрителей. Картина стала лучшей по опросу журнала «Советский экран». Получила Госпремию имени братьев Васильевых. 

В «Мужиках!...» Бабич опять сыграла мотив «Предают свои». Ведь это мать написала ушедшему в армию Павлу, что его невеста Настя загуляла, а он и поверил. А потом Настю бросил художник-алкоголик (Анатолий Солоницын), заделав ей еще одного сына. 

«Помогут чужие», - с двумя детьми на руках, Настя берет на воспитание третьего ребенка, цыганского мальчика, который говорить не говорит, но все понимает, лихо отплясывая под песню «Валенки»

Цыганенок Степка (Михаил Бузылев-Крэцо), Павел Зубов (Александр Михайлов) и его друг (муж Искры Бабич Афанасий Кочетков)
Цыганенок Степка (Михаил Бузылев-Крэцо), Павел Зубов (Александр Михайлов) и его друг (муж Искры Бабич Афанасий Кочетков)

Только после смерти Насти Павел узнал о дочери и пришел к решению не только ее удочерить, но и двух других ребят забрать с собой из деревни в город Никель. И сразу же столкнулся с предательством: невеста ушла, не нужен ей, работнице ювелирного отдела, мужик с прицепом. 

Фильм дельный, очень простой, без изысков, снятый чуть ли не статичной камерой, с правильным кастингом, с историей, выверенной буквально по миллиметру. 

Не зря народ его полюбил. 

На мой взгляд¸ «Мужики!..» круче, нежели картина на сиротскую тему «Мачеха», также порвавшая прокат. 

А вот фильм «Прости меня, Алеша» (1983) Бабич не вытянула. 

Ошибка была в главном герое, не муже, но мальчике. 18-летний Алеша (Игорь Марычев) провожает до роддома встреченную на улице девушку (в этой роли дочка Искры Бабич Ольга Кочеткова) и становится заложником своей доброты.

Предают свои. Инна не нужна отцу ребенка. Ей вообще некуда идти, - мачеха, сдав на лечение пьющего отца, завладела жилплощадью. 

Помогут чужие. Игорь сначала отговаривает Инну, которая намерена отказаться от малыша прямо в детдоме. Потом пытается образумить ее парня.

Предают свои. Инна оставляет дите на доброго Алешу, растворившись в пространстве. 

Алеша вкупе с сестрами и отцом склоняется к решению подержать мальчика у себя, пока мама не найдется. 

Честно говоря, образ Инны, как озлобленной шпалы, пускай и пишущей стихи (за кадром звучат песни Ольги Кочетковой), выстроен настолько реалистично, что ее финальное появление в квартире людей уже готовых усыновить ее ребенка смотрится вымороченным «Deus ex machina»

В «Мужиках!..» Бабич удалось создать мир, в который веришь, а если не веришь, то понимаешь, что вот таким мир должен быть.

В «Прости меня, Алеша» именно с реальностью все плохо, с мотивировками главного героя, который хорош, поскольку еще не жил. 

ОЛЬГА КОЧЕТКОВА
ОЛЬГА КОЧЕТКОВА

А как обстояли дела Искры с собственным ребенком?

Очень печально. Более подробно с рассказом о семье Бабич можно ознакомиться в посте, где я рассказывал о муже ее Афанасии Кочеткове — ГОРЬКИЙ СОВЕТСКОГО КИНО

Ольга Кочеткова была талантливой, но так и не нашедшей себя актрисой. Закончила театральное училище, снялась у матери, создала группу «Ю». Много пила, лечилась, пела в церковном хоре. Умерла от заболеваний, спровоцированных хроническим алкоголизмом.

С фильмами вышло лучше.

«Мужики!..» гостят в телеке чуть ли не каждый месяц.

Вечная память!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded 

32 год рождения. 9-13 лет в годы войны. Вдовы, сироты и свои ровесники, оставшиеся без родителей.