ygashae_zvezdu

Category:

АКТЕР, КОТОРЫЙ ВОСТРЕБОВАН, НЕ ПОЯВЛЯЯСЬ В КИНО ПОЧТИ СОРОК ЛЕТ

19 января день рождения Михаила Ножкина (1937), необыкновенно удачливого актера, который не снимается почти сорок лет, прекрасно себя при этом чувствуя.

Поговорим о том, как у него это получилось.

Ножкин хотел идти в артисты сразу после окончания школы, но родители запротестовали, советуя сначала получить нормальную профессию. Учась в строительном техникуме, Михаил параллельно занимался в студии при театре эстрады, что во многом предопределило его путь человека независимого от театральных и киношных площадок. 

Еще Ножкин не сильно зависел от репертуара, сам для себя сочиняя. Как текстовик он прославился даже раньше, чем как актер. Песня на стихи Ножкина «Последняя электричка», исполненная Владимиром Макаровым, стала всесоюзным хитом (ПЕВЕЦ МАКАРОВ И ПРОБЛЕМЫ С ЗАКОНОМ).

Ножкин уверенно занимал место исполнителя бардовской песни, когда его подрубили с первой сольной программой «Шут с тобой». Чем-то молодой человек не понравился руководству Москонцерта, его уволили. 

Но в 1967, когда увольнение произошло, Ножкин уже играл Бекаса в блокбастере «Ошибка резидента».

МИХАИЛ НОЖКИН И ГЕОРГИЙ ЖЖЕНОВ
МИХАИЛ НОЖКИН И ГЕОРГИЙ ЖЖЕНОВ

В чем прелесть первых двух фильмов тетралогии о Резиденте? В естественности всего и вся. Абсолютно узнаваемый антураж, раскрепощенные актеры Георгий Жженов, Вадим Захарченко (обаятельный враг, настоящий трикстер), Ростислав Плятт. И Ножкин, конечно. В роли Синицына - Бекаса было что играть: дворового парня, уголовника, патриота Родины, своего в доску и чужого одновременно. Жаль, в остальных картинах о Резиденте линию героя Ножкина решили не прослеживать. 

В «Ошибке резидента» прозвучали песни Ножкина «Образованные просто одолели», «А на кладбище все спокойненько», но наибольшая популярность выпала песне «Я в весеннем лесу пил березовый сок», которую сочинил Евгений Агранович. С тех пор эта песня связывается с Ножкиным.

"КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В ОДИННАДЦАТЬ"
"КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В ОДИННАДЦАТЬ"

Следующий фильм с участием Михаила также пользовался популярностью. Роль там у него была прямо Бекасу противоположная. В мелодраме Самсона Самсонова «Каждый вечер в одиннадцать» Ножкин предстал «мямлей», интеллигентом, заводящим телефонный роман с одинокой вдовой. 

Ножкин говорил: 

«Очень люблю эту картину. Фильм прошёл, рецензии были так себе, средние, на четвёрку. А зрительский вал — фантастический. Мешки писем. Его смотрели по пять-шесть раз. Мы коснулись очень важной темы: как найти свою половину, создать семью, подойти к понравившейся девушке. Именно человеческая история людей тронула. Чистота отношений. И вот результат — через полгода пришло грозное письмо из Министерства связи в Союз кинематографистов: «Вы понимаете, что у нас уже полгода все телефонные линии с десяти вечера до часа ночи забиты? Никто не может дозвониться». Ко мне столько раз люди подходили и говорили — мы благодаря вам и вашему фильму познакомились по телефону и очень дружно живём. Вы у нас как крёстный отец. Чистое влияние искусства»

На самом деле популярность «Каждого вечера в одиннадцать» настораживала, ибо она свидетельствовала об углубляющемся онтологическом одиночестве человека советского. С каждым годом трудность найти свою пару приобретала все большую остроту, породив вечера «Кому за тридцать» и сделав бестселлером рижскую газетку, где печатались брачные объявления. 

"ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ"
"ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ"

1970-ые одарили Ножкина съемками в многосерийках «Освобождение», где также прозвучала его песня про «последний бой, он трудный самый» и «Хождение по мукам» (роль Вадима Рощина сам актер считает лучшей своей работой). 

1980-ые начались ролью Бориса Голицына в дилогии Герасимова «Юность Петра» и «В начале славных дел». Редко кому удавалось проводить в кино столь чисто линию русского патриотизма как Ножкину. 

Но вот прощание Ножкина с кинематографом вышло, на мой взгляд, скомканным. В 1985 он сыграл одну из главных ролей в боевике «Одиночное плавание», явив миру насколько утратил кураж некогда задорный Бекас. Майор Шатохин в исполнении Ножкина выглядел усталым, а сама картина, ставшая по выходу лидером проката, удивляла декоративным пафосом. Я пытался недавно «Одиночное плавание» пересмотреть, увы, совершенно картонные герои, которых не в силах наполнить жизнью даже такие мастера как Ножкин и Фатюшин. Но ведь не забуду я, что в шестом классе ходил на этот фильм три раза и еще хотел.

"ОДИНОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ"
"ОДИНОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ"

После «Одиночного плавания» Ножкин начал отказываться от съемок, не в силах найти достойный материал. Выручила его эстрада. Во времена всеобщего развала 1990-ых выступления Ножкина воспринимались глотком живого воздуха не сдавшейся страны. 

Выступает актер до сих пор.

Хочется пожелать ему долгих лет!

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →