ygashae_zvezdu

Category:

ЕГО ЛЮБИЛ ЗРИТЕЛЬ. И НЕНАВИДЕЛА КРИТИКА

СЕМЕН ТИМОШЕНКО В РОЛИ ПОСЛА В ФИЛЬМЕ ЭЙЗЕНШТЕЙНА "ИВАН ГРОЗНЫЙ"
СЕМЕН ТИМОШЕНКО В РОЛИ ПОСЛА В ФИЛЬМЕ ЭЙЗЕНШТЕЙНА "ИВАН ГРОЗНЫЙ"

18 января родился Семен Тимошенко (1899-1958), режиссер фильмов, которые помнит любой рожденный в СССР. 

Тимошенко то и дело становился объектом критических стрел. Его картины долбали за легковесность, опереточность, нежизнеподобие. 

А вот зритель полюбил его фильмы сразу.

И до сих пор любит.

Начинал этот режиссер как актер. На конферанс Тимошенко специально ходили в ночное кабаре «Балаганчик». 

Первые десять лет кинорежиссер Тимошенко клеил социальные драмы на темы революции и Гражданской войны, пытаясь дотянуться до Кулешова с Пудовкиным. Он выступал апологетом «стального сценария», в противовес «эмоциональному сценарию» Эйзенштейна и Ржешевского. Наиболее заметной работой Тимошенко 1920-ых стала экранизация романа Фурманова «Мятеж». 

Экспериментальной получилась картина «Заговор мертвых», где Тимошенко, рассказывая об обороне Петрограда в 1919 году, отказался от индивидуализации героев, давая действовать просто «матросу», «красноармейцу», «рабочему». Картина не понравилась автору сценария Николаю Тихонову, который не по дням, а по часам теряя поэтический дар, пытался удержаться хотя бы в кино. Тихонов предъявлял к фильму претензии неправдоподобия, требуя, чтобы Тимошенко снимал с привлечением военного консультанта. Режиссер его, конечно, не послушал. Может и зря, ибо в прокате «Заговор мертвых» провалился.

ПЕТР СОБОЛЕВСКИЙ В ФИЛЬМЕ "СНАЙПЕР"
ПЕТР СОБОЛЕВСКИЙ В ФИЛЬМЕ "СНАЙПЕР"

Следующей работой стал фильм «Снайпер» с участием Петра Соболевского (МЕЧТА БАБ НА ПРИМЕРЕ АКТЕРА СОБОЛЕВСКОГО: УЙДИ ИЗ КВАРТИРЫ НА УЛИЦУ И ПРОДОЛЖАЙ ДАВАТЬ ДЕНЬГИ). В кино внедрялся звук и «Снайпер» один из первых «тонфильмов», наряду с «Путевкой в жизнь». Картине досталось от критики за пацифизм. Только в 1965 долетели слухи, что «Снайпер» одна из самых любимых картин Куросавы, и для фильма началась вторая жизнь.  

Но, в общем и целом, первые творения Тимошенко были широкому зрителю ни по уму, ни по сердцу.

Режиссер нашел зрительский успех только с бытовой комедией «Три товарища» (1935) с участием Михаила Жарова и Николая Баталова. Ныне и эта картина позабыта, только песня «Каховка» прозвучавшая там осталась. 

Абсолютным же хитом, причем на долгие года, стал «Вратарь» (1936). Можно сказать, что этой картиной режиссер открыл неведомый советскому кино жанр спортивной комедии. Сюжетные навороты «Вратаря» потом использовались в десятке фильмов о зазнавшихся спортсменах, перевоспитанных коллективом. Там годный саундтрек и бесподобный инженер Карасик в исполнении Анатолия Горюнова.

Впрочем, «Вратаря» я подробно анализировал здесь (ТОП-8 ФУТБОЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ СССР). Не буду повторяться.

ЛЮДМИЛА ГЛАЗОВА В ФИЛЬМЕ "НЕБЕСНЫЙ ТИХОХОД"
ЛЮДМИЛА ГЛАЗОВА В ФИЛЬМЕ "НЕБЕСНЫЙ ТИХОХОД"

Главную женскую роль во «Вратаре» исполнила Людмила Глазова, ставшая для Тимошенко женой, музой и жизненной поддержкой. А поддержка ой как понадобилась. Если с 1925 года Тимошенко всегда был в запуске, сняв десяток картин, то начиная с «Вратаря» ему начали ставить палки в колеса по причинам совершенно неясным. В отличие от предыдущих фильмов «Вратарь» стал кассовым боевиком и критика не имела к нему больших претензий. 

Факт остается фактом, следующей большой постановки Тимошенко пришлось ждать почти десять лет. В промежутке он занимался выпуском киноконцертов, открыв еще один жанр в советском искусстве.

В 1945 выходит самая известная его комедия «Небесный тихоход», где одну из главных ролей играет Глазова. Фильм опять же не нуждается в долгом представлении, как и песни оттуда. Недавно «Небесный тихоход» раскрасили и он частый гость на телеэкранах. 

По выходу, однако, на комедию обрушилась совершенно дикая критика. Картину, скроенную по лекалам водевиля, именно в водевильности обвиняли. Парадокс заключается в том, что это ведь худсовет заставил Тимошенко убрать кадры обстрела Ленинграда, боев, любое упоминание трудностей войны, значительно облегчив картину и обеспечив ей бессмертие. 

После «Небесного тихохода» режиссер решил, что «первым делом, первым делом самолеты», замыслив фильм об авиаторе Уточкине. А в кинотусовке гуляла фраза про «тихоходы в советском искусстве». Тимошенко отправили в утиль еще на десятилетие, вынуждая заняться документалистикой. Картина об Уточкине по его сценарию «В мертвой петле» вышла только в 1962. Главную роль играл Олег Стриженов.

Только в 1954 появилась следующая комедия Тимошенко «Запасной игрок», открывшая комедийный талант Георгия Вицина. И снова возникло несоответствие зрительской любви и голимой критики. «Запасного игрока» чернили за легковесность да нечеткую идею, а зритель покупал билеты.

К критике Тимошенко было не привыкать. Сломали его другие житейские события. Тимошенко и Глазова потеряли сына, 12-летний мальчик утонул, гостя у тетки. После этого режиссер потерял дееспособность. Что конкретно с ним случилось тайна, но даже ходить самостоятельно Тимошенко не мог. Глазова ухаживала за мужем, как за ребенком. 

Ее и в дальнейшем ждали испытания, достойные трагедий Расина (Трагическая рифмовка). 

Тимошенко же отмучился в 1958 году.

Оставив нам свои фильмы. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded