ygashae_zvezdu

Categories:

УБИТЫЙ ПО НЕЯСНЫМ МОТИВАМ

Дмитрий Черниговский (1962-2001) кем только не был - киноведом, литературоведом, актером, телеведущим, ученым, помощником депутата. Именно с последней ипостасью связывалась гибель Черниговского, ибо актера - за что же убивать?

Почему Черниговский, несмотря на разнообразие талантов, прошел мимо внимания широкой общественности? В 1990-ые, во времена разгульной вольницы, парень занимал маргинальную нишу православного культуртрегера. Когда все работали на шок и превозносили духовные практики Кастанеды, Дмитрий снимался в экранизации Достоевского да восстанавливал репутацию Бунина. 

Путь Дмитрию задал вовсе не киноведческий факультет ВГИКа, который он закончил в 1986 году, а выигрыш кастинга в мини-сериал Марвина Чомски «Петр Великий». На съемках этого советско-американского проекта Наталья Андрейченко познакомилась с Максимилианом Шеллом. Что касаемо Дмитрия, он сыграл в «Петре Великом» Михаила Меншикова.

Наше телевидение показало этот сериал уже в 1990-ые, когда до него никому дела не было, а вот в США «Петр Великий» прошел столь широко, что раз Дмитрия обступила в метро галдящая толпа узнавших актера американских школьников.

В 1990 году Черниговский попал в фильм «Мальчики». Это была экранизация части романа Достоевского «Братья Карамазовы». Режиссеры Ренита и Юрий Григорьевы увидели парня молящимся в храме и, пораженные его аурой, пригласили на роль Алеши Карамазова. Колю Красоткина играл праправнук писателя Алексей Достоевский.

ЧЕРНИГОВСКИЙ И АЛЕША ДОСТОЕВСКИЙ
ЧЕРНИГОВСКИЙ И АЛЕША ДОСТОЕВСКИЙ

К этому времени Черниговский всерьез увлекся теологией, поступил в Свято-Владимирскую семинарию, находящуюся в Нью-Йорке. Готовился защищать диссер под руководством Сергея Аверинцева. 

Духовная практика вполне соседствовала с земной – Черниговский выступал с киноведческими статьями в ряде журналов и газет, вел на телевидении передачу «Семейный канал».

Его отличал общественный темперамент. Он, например, хлопотал о создании телецентра в Ельце, хотя, что творцу Елец, скажите, пожалуйста.

Главная заслуга Черниговского - создание программы «Приношение Бунину». В рамках этого проекта в Париже, на доме, где жил писатель появилась мемориальная доска. Черниговский же стал инициатором первой Международной Бунинской конференции. В дальнейших планах значилась установка памятника писателю в Москве, съемки документального фильма, создание Бунинского Научного центра. Черниговский ввел в обиход целый ряд документов, связанных с попытками Советов вернуть на родину сначала писателя, а позже его архив.

"МАЛЬЧИКИ"
"МАЛЬЧИКИ"

Удивительно ли, что жажда деятельности привела Дмитрия к депутату Госдумы Светлане Горячевой, близкой ему по убеждениям? Правда, я не совсем понимаю, как увлекающийся, но все же предельно рациональный Черниговский, объяснял для себя такой оксюморон как «православная коммунистка». Хотя для кино картинка, что надо: член КПРФ принимает крещение в октябре 1993, в находящемся под обстрелом Белом доме. 

В последнее время Черниговский начал сдавать, теряя энергию, признаваясь «Мои ноги вязнут в застывающем бетоне». 

Убили его прямо на улице Питера 1 февраля 2001 года. 

Хулиганы?

По политическим мотивам?

Так и осталось невыясненным.

Светлая память!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded 

konst19791019

July 14 2020, 17:13:37 UTC

Best
То ли поздней осенью 2000-го, то ли уже зимой, незадолго до трагической гибели Димы в Питере, я случайно столкнулся с ним в метро. Я перешел с "Кировской" на "Тургеневскую", спустился с эскалатора, а на меня прямиком - Дима. Он тормознул меня (людям его роста я обычно утыкался глазами чуть выше пояса))) и начал расспрашивать про семью, детей, работу. Мы не виделись кучу лет, да и в общей киношной тусовке друзьями не были, хотя и пересекались часто... К тому моменту я довольно резко отдалился от киноведческой кухни, поэтому меня в принципе удивило внимание, с которым Черниговский выслушивал мои ответы. Я говорил и говорил, а в голове у меня всё вертелось: "Что-то Димке надо... Он так подробно интересуется тем, что происходит в моей жизни... С чего бы вдруг?" Мы стояли около стенки с полчаса, Дима все спрашивал и спрашивал меня о самых разных вещах, мимо шли и шли люди, и я видел, как многие поворачивали голову в его сторону, явно узнавая. Ну, или словно пытаясь вспомнить, где они могли его прежде встречать... И наконец, я прервал свой почти-монолог встречным вопросом: "Дима, а ты-то как? Актерское поприще поживее будет?.." Практически мгновенно блеск его глаз потух, Дима даже как-то ссутулился, махнул рукой: "Да ну что ты! Это все не то, не то..." И мои дальнейшие попытки вытащить его хоть на какой-то уровень откровенности ни к чему не привели. Было очень заметно, что он замкнулся и что диалога уже не получится. Не говорил он ни про Бунина, ни про православие, ни про Достоевского, ни про коллег-киноведов. Рефреном звучало лишь "...не то, не то..." Во мне тогда еще слишком живы были собственные внутренние разговоры с самим собой, длившиеся уже несколько лет, и я подумал, что если Дима вошел в тот же штопор, что и я, то лучше его не напрягать. После очередного своего "всё не то..." он будто встрепенулся: "Да ладно... Чего я в тебя тут вцепился? Тебя дома ждут..." Мы пожали друг другу руки (не знаю, с каким чувством Дима, а я - с неким даже облегчением, потому что обоюдный разговор так и не склеился, и мне было сильно не по себе, потому что я уже чуть ли не допрашивал Диму, который не давал мне на то никакого разрешения) и разбежались.
Спустя несколько месяцев на одной из моих работ кто-то сказал: "А в Ленинграде Диму Черниговского убили..." С этого момента и по сей день в моей памяти напрочь отрезало все предыдущие наши встречи. Осталось только эта... "всё не то, не то..."
Когда мы стояли в метро, бетон уже, наверное, застывал.