ygashae_zvezdu Golden Entry

Categories:

ИЗВИВЫ АКТЕРСКОЙ СУДЬБЫ: СЛАВА - АЛКОГОЛЬ - УТРАТА СЛАВЫ - НИЩЕТА - СНОВА СЛАВА

22 мая, за месяц до начала Отечественной войны, родился актер, ставший воплощением советского солдата. Речь о Николае Олялине (1941-2009).

Олялин образец для показа  — насколько извилист актерский путь, где вершина может в одно мгновение обернуться днищем, чтобы вознести к новой вершине. 

Изначально ничего не предвещало, что Олялин актером будет. Выходец с Вологодчины, он моментально выдавал свое происхождение специфическим говором. 

Однако, набиравший курс в ЛГИТМиК Алексей Ян в юношу поверил. За три курса он поставил Олялину правильную речь. 

Еще во время учебы Николай Акимов пригласил Олялина в Ленинградский театр комедии. Сам актер всю жизнь рассматривал себя как эксцентрика, сетуя, что режиссеры видели его героем.

«Героя», однако, режиссеры видели в Олялине не всегда. И сначала Николай попал если не в руки Акимова, то в команду Исаака Штокбанта, создателя питерского театра «Буфф», с подмостков которого шагнули на эстраду Юрий Гальцев, Геннадий Ветров, Елена Воробей. Уж кто-кто, а Штокбант на гротеске просто специализировался.

Почему же он не увидел комический дар Олялина?

"ДНИ ЛЁТНЫЕ"
"ДНИ ЛЁТНЫЕ"

Они сошлись на сцене только что созданного Красноярского ТЮЗа. Штокбант тоже закончил ЛГИТМиК и получил распределение в ТЮЗ на должность главрежа. В Красноярск распределили и весь актерский курс Олялина. Хлопоты Акимова оставить полюбившегося артиста в Ленинграде не помогли.

Отношения Олялина со Штокбантом не сложились по обыденной причине: Штокбант не давал ему заметных ролей и Олялин разразился эпиграммой: «Искусству нужен наш Штокбант, как на ... розовенький бант».

Эпиграмма эта:

А) неоригинальна, используя прием «Искусству нужен…», цитировать не буду, погуглите;

Б) несправедлива, ибо Штокбант ставил спектакли хорошие, пусть и без участия Олялина;

В) дошла до Штокбанта.

Да, эпиграмма дошла до Штокбанта и тот записал Олялина во враги. Тем не менее, даже при таком раскладе Николай умудрился сделать роль полицейского Свистунова в «Ревизоре» Гоголя настолько уморительной и значимой, что об актере заговорили.

Но начавшийся путь комика, прервал ураган славы. 

"ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ"
"ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ"

Принято думать, что военное амплуа Олялина сформировала эпопея Юрия Озерова «Освобождение». На самом деле, это амплуа появилось в дебютной картине Олялина «Дни лётные», где он сыграл летчика-истребителя (1966). После этого в Красноярск полетели вызовы на пробы в таких картинах, как «Щит и меч», «Путь в Сатурн», «Майор Вихрь». Администрация театра со Штокбантом во главе бросала их в мусорку, Олялина не оповещая. 

О вызове на пробу в «Освобождение» Олялин узнал через третьи руки.

Эта проба и сделала карьеру артиста. 

Он сыграл капитана-артиллериста Цветаева.

Образ, предложенный Олялиным, приняли все – ветераны, высокое начальство, призывники и обещающие ждать их из армии девушки. Упрочивая славу, актер сыграл в потрясающей трехсерийке «Обратной дороги нет» начальника ложного обоза, везущего ящики с камнями, самурайски отвлекая тем самым немцев от обоза настоящего, и вычисляя в отряде предателя. В «Джентльменах удачи» появился в роли полковника милиции.

"ОБРАТНОЙ ДОРОГИ НЕТ"
"ОБРАТНОЙ ДОРОГИ НЕТ"

Казалось, все у Олялина складывается гут. Из Красноярска он перебрался на студию имени Довженко. Получил в Киеве квартиру. У Олялина была прекрасная жена, в 1966 у пары родился сын. 

Но, как нередко бывает при большой славе, возле Олялина появился алкоголь. Дошло до того, что председатель Госкино Украины поставил вопрос об увольнении актера из киностудии с волчьим билетом. Заступился за него первый секретарь ЦК Компартии Украины Владимир Щербицкий, спросивший: пробовали ли Олялина лечить? 

Актера положили в клинику и о, чудо!, больше он не пил до конца дней своих.

Но, вот парадокс, став трезвым актер будто потерял кураж. Звездный статус уходил во многом из-за желания Олялина сменить амплуа. Фильм «Ливень», где он сыграл немого лесничего, давшего приют молодой девушке, популярностью у зрителя не пользовался, хотя именно там Олялин показал настоящий актерский класс. В дилогии «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка» Олялин предстал в образе золотоискателя Силантия. Это была сильная роль, но отрицательная, тяжеловесная, симпатии у среднего зрителя к актеру не прибавляющая.

"ПРОПАВШАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ"
"ПРОПАВШАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ"

Только в 1982 году Олялин нащупал новое амплуа «Русич», сыграв Пашку Молчана в многосерийке «Россия молодая» и Вещего Олега в «Легенде о княгине Ольге». С тех пор Олялин позиционировал себя, как русского человека, озабоченного сохранением векового уклада, с ужасом видящего, как Родина расползается по швам. К сожалению, самые худшие его прогнозы начали сбываться.

"РОССИЯ МОЛОДАЯ"
"РОССИЯ МОЛОДАЯ"

Во время развала государства Олялин оказался на Украине. Снятые им как режиссером фильмы «Неотстрелянная музыка», «Теплая мозаика ретро и чуть-чуть…» (оба 1990), «Воля» (1992) не просто провалились в прокате, они там даже не побывали, став жертвой хаоса. 

Наступило дикое, унизительное безденежье.

Олялин говорил:

«Пришло уничтожение, то есть наше поколение взяли и выкинули из жизни. Наступил такой мрак, что все, даже ехать некуда, предел».

Президент Украины назначил Олялину именную пенсию, но расходов она покрыть не могла, ведь у актера диагностировали врожденный порок сердца и требовалась операция сродни той, что сделали Ельцину. Деньги на нее помог найти главнокомандующий ВВС России Пётр Дейнекин.

Из очередной воронки Николая Олялина вытащил Петр Луцик. Сначала он пригласил его в ролики социальной рекламы «Русский проект», а потом снял в фильме «Окраина». Более осмысленной, стильной и культурной постмодернисткой игры на развалинах Советского кино, чем «Окраина» Луцика я просто не знаю. История о мужиках, возвращающих отнятую у них землю, в сказовой манере предупреждает, что терпение русского народа на исходе, и лучше уж вы НАС не доводите.

Сыграл Олялин замечательно.  

"ОКРАИНА"
"ОКРАИНА"

В последние годы он снова стал нарасхват. После роли инквизитора в «Ночном…» и «Дневном…» дозорах Олялина начала узнавать на улицах молодежь. А ведь был еще «Бумер-2», сериалы «Есенин» и «Охота на изюбря».

Ушел Олялин востребованным актером.

Его сердце остановилось во сне.

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →