ygashae_zvezdu Golden Entry

Categories:

ПОЧЕМУ ВСЕ ЛЮБИЛИ ФАИНУ РАНЕВСКУЮ, А НЕ ЕЕ СОПЕРНИЦУ

11 мая ушла большая актриса Серафима Бирман (1890-1976). Ушла забытая всеми - и себялюбивыми коллегами по сцене, и родственниками, которые немудрёно сплавили старуху в сумасшедший дом.

С самого рождения Серафиму сопровождали слезы и музыка. Мать, рассмотрев новорожденную, разрыдалась, - настолько страшненькой выглядела девочка. А вот отец нанял оркестр и устроил бал, проведя танец с дочерью на руках.

Семейка выпала Серафиме та еще и желание написать добрые слова об отце столкнулось у Бирман с хронической ненавистью к вранью. В результате из ее мемуаров встал образ требовательного к себе и другим неудачника. 

Вот Бирман вспоминает, как озорно стянула из лавки галету, а папа погнал ее прочь с наказом: «Вот тебе грош, иди в лавку, низко поклонись лавочнице и скажи: «Простите меня, воровку, я украла у вас галету!». Домой девочка вернулась триумфаторшей: растроганная лавочница сыпанула ей конфет. 

Вроде перед нами типичный рассказ воспитания, не упомяни Бирман, что лавочница при виде рыдающей девочки прослезилась и воскликнула: «Что за издевательство над ребенком?» То есть простосердечной лавочнице происходящее казалось за рамками, а тонко чувствующий штабс-капитан принимал слезинку ребенка за водицу.

Маму Серафима описывает с уважением, но правда есть правда. И выходит на свет ужас сплошной: «Детей воспитывала строго: сердилась, когда они простуживались, считала это их злонамеренной провинностью и, сделав жгут из мягкого полотенца, отшлепывала, прежде чем напоить хиной или малиной».

Мир проявлял к малышке враждебность. Нескладная, сутулая, с длинным носом Серафима была предметом постоянных нападок сверстников. У нее не нашлось друзей ни на улице, ни дома. Отдохновение приходило в мечтах, будто однажды все изменится. Как? 

Нескладная девочка станет актрисой.

Надо сказать, я не совсем верю в сказку про гадкого утенка, ставшего лебедем. Часто наблюдал я ситуацию, когда недолюбленные решают получить порцию любви, выйдя на сцену или рифмуя. Лажа получается полная, ибо таланта нема, а нелюбовь, впитанная с детства выплескивается ядовито, заставляя несчастного подозревать окружающих в сговоре и блате. Что в тебя заложено, то ты и транслируешь. А как иначе?

Но у Бирман оказался в реале большой талант. Станиславский взял ее во МХАТ. Потом была работа в МХАТе-2, руководящая должность в Ленкоме, где Серафима поставила «Вассу Железнову» с собой в главной роли.

А потом рядом с ней образовалась тень. 

Тень также имела нестандартную внешность; талант, способный на гротеск и трагедию; также играла «Вассу» (в другом театре). А еще вытянула в кино счастливый билет «Муля, не нервируй меня», считая его пустым фантиком.

Речь идет о всеобщей любимице Фаине Раневской. Бирман часто путали с Раневской, но Раневскую никогда не путали с Бирман, что собственно расставляет приоритеты зрителя.

Почему Раневская ушла в легенду, став фольклором, а про Бирман знают немногие?

Бирман не любила сниматься в кино; не терпела по своему актерскому складу импровизаций; трудно переваривала соленые слова и двусмысленные шутки, в коих Фаина просто купалась. Раневская выигрывала в хулиганском имидже. Являясь, по сути, трагической фигурой, она умела казаться своей в доску. Бирман же была слишком чопорна, способной закатить коллеге скандал за случайную улыбку на сцене. Ее захлестывала нетерпимость, о чем ниже.

БИРМАН В ФИЛЬМЕ "ЗАКРОЙЩИК ИЗ ТОРЖКА"
БИРМАН В ФИЛЬМЕ "ЗАКРОЙЩИК ИЗ ТОРЖКА"

Сниматься в кино, и заметно, Серафима начала раньше Фаины. В период 1925-1927 годов она блеснула в комедиях «Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах», «Девушка с коробкой».

А дальше в кино начался простой. Бирман признавалась:

«В кино меня приглашали в основном на роли комические. От многих я отказывалась. Я никогда не хотела и не хочу быть «фарсеркой», актрисой, вымогающей смех зрителей. Я хочу быть комедийной актрисой, хочу, чтобы роль, пусть самая эксцентричная, была бы глубоко человечной…»

Раневская могла подписаться под каждым словом из этого высказывания. Но у Бирман был свой театр, а Фаина хваталась за любой приработок. В результате получился не только феноменальный по народной любви образ в «Подкидыше», но и Роза Скороход в «Мечте». 

В 1944 Бирман Раневскую обошла. Приступивший к съемкам эпопеи «Иван Грозный» Сергей Эйзенштейн лоббировал Фаину на роль Ефросиньи Старицкой, но Фаину снимать запретили. Так на площадке появилась Бирман.

"ИВАН ГРОЗНЫЙ"
"ИВАН ГРОЗНЫЙ"

Работать с Эйзенштейном, считающим актеров марионетками своего замысла, людям твердой театральной школы было трудно. Постоянные стычки на площадке имели с режиссером Михаил Кузнецов (ОППОНЕНТ ЭЙЗЕНШТЕЙНА) и Бирман. Кроме нежелания Эйзенштейна обсуждать  психологическую глубь роли, Бирман бесило его амикошонство, привычка к сальным шуточкам и площадной ругани. В отместку Эйзенштейн бросил: «Вы не царица в парче, а стрекоза в целлофане». Ад кинопроизводства совсем не походил на театральный храм.

А роль получился знатная. Реальная заявка на бессмертие. Сталин лично внес Бирман в список кандидатур на Сталинскую премию, вычеркнув Людмилу Целиковскую.

Больше ничего приближающегося по трагедийной силе к тетке царя Ивана Бирман в кино не сыграла. Случилась неплохая комедийная роль в фильме «Обыкновенный человек», не более. 

"ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК"
"ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК"

Уведенный из под носа бенефис в «Иване Грозном» Раневская не простила. Она не разговаривала с Бирман 20 лет, но в 1963 вернулась в театр имени Моссовета, где под руководством Завадского работали такие старики как Любовь Орлова, Вера Марецкая, Ростислав Плятт (ФАИНА РАНЕВСКАЯ VS ЮРИЙ ЗАВАДСКИЙ). Там же находилась и Бирман, которой играть почти не давали. Пришлось мириться.

Под Раневскую Завадский затеял спектакль «Дядюшкин сон». Фаина добилась, чтобы Серафиме тоже дали роль яркую, пусть и небольшую, мотивируя, что лучше никто не сыграет.

"ДЯДЮШКИН СОН"
"ДЯДЮШКИН СОН"

Положение Бирман в театре становилось все хуже. Если Фаина могла сглаживать свои острые углы чудаковатым юмором, то Серафима рубила правду-матку, как Жанна Дарк, готовая к костру. 

Особо нетерпима оказалась Бирман в качестве педагога, высказывая молодым дарованиям нелицеприятные вещи. Серафима постоянно входила в состав экзаменационных комиссий и раз всю церемонию вручения дипломов просидела молча, а потом встала и объявила:  «Вас ждут заводы!.. Вы слышите их гудки?!» 

Про заводы это вообще любимая фраза у нее была.

Юрий Любимов вспоминал:

«Серафиму Германовну Бирман все боялись. Она была странная женщина, и хотя она обожала Станиславского, но я считаю, что дара педагога у нее не было. Она была очень диктаторски всегда властна по отношению к ученикам. Но это очень все субъективно, это довольно сложное занятие – педагогика. В общем, с ней у меня ничего не получилось. Я только и спасался на экзаменах, когда она ругала меня и говорила, что меня надо отчислить, а меня не отчисляли на экзаменах, а наоборот, ставили мне высший балл. Я даже получил две пятерки по мастерству, что очень странно, потому что Серафима Германовна им доказывала, что «он ничего не понимает, он выходит и все делает по-своему, я с ним работала, он совершенно не так должен все делать – как же так? Значит, он не усваивает программы!» Она была и против того, чтобы меня принимали. Потом уже, когда она приходила в Театр на Таганке смотреть спектакль, она всякие хорошие слова говорила мне. А там я ее боялся, как огня. Она на меня действовала, как удав на кролика. Я терял дар речи, был абсолютно зажатым – ничего не мог делать…»

Личная жизнь Бирман сложилась можно сказать хорошо и плохо одновременно. Хорошо: актриса вышла замуж раз и навсегда. Муж – писатель Александр Таланов, был моложе на 11 лет. Плохо: в 1969 Таланов умер, оставив Бирман трагически одинокой.

Из театра пришлось уйти без фанфар. Бирман стукнуло 80, всем надоела ворчливая старуха нещадно критикующая всех и вся, прикрываясь авторитетом Станиславского. А тут еще одна осталась…

Анатолий Адоскин вспоминал:

«Это было страшное одиночество. Она была жутко не приспособлена к жизни, и ее очень сторонились все. Ведь так тяжело быть утешителем, когда понимаешь, что человека нужно утешать все время… А ей это было необходимо! И ее стали избегать…»

Какое-то время за Серафимой ухаживала домработница Груша. Но и Груша умерла.

Родственники увезли актрису в Ленинград, где не в силах за ней присматривать сдали в дурку. 

Даже там, скооперировав соседей по палате, Серафима затеяла постановку «Синей птицы», мечтая показать эту работу Станиславскому, который в ее системе восприятия был еще жив.

Вечная память!

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded 

nych
Что там? Облаял мёртвую старуху?
Ну дык про таких ФГР сказала, что "Каждый вправе распоряжаться своей жопой как полагает нужным...".
andersen_kavkaz
Спасибо. А про Раневскую - она не просто хулиганством брала. Здесь как с музыкальным инструментом - чем шире диапазон звуков, тем больше возможностей у музыканта. У Раневской диапазон был полным, плюс виртуозное владение этими своими возможностями вмещать высокое в низкое и наоборот.
babushka_doll
Мне представляется совсем простая штука (ц): у Бирман неприятная, даже отталкивающая внешность. Не просто некрасивая, а злая и страшная. А Раневская, наоборот, даже играя условную Бабу-Ягу всегда оставалась обаятельной и милой.
mithrilian
Когда я маленькой смотреьа "Зоьушку", ничего хорошего в Мачехе не видела. Но там она еще спецом уродовалась, вата за щеки итп.
marfa_nikitina4
Характер - это судьба. Имхо: Раневскую (за юмор) явно перехваливают, именно сейчас. Почему? Но в двух спектаклях она великолепна: "Деревья умирают стоя" и "Дальше тишина".
jabba2xl
Раневская это просто сборник разного качества часто пошлых анекдотов. Вряд ли она наговорила и сотую долю того, что ей приписывается.
Похожая ситуация и с Довлатовым. Но он и сам признавался и друзья его подтверждали, что истории выдуманные или изрядно "докрученные".
amentus
высо-окие отношения! высо-окие!
но...обе отвратительны!
Кстати, князь Старицкий на такой образине не женился бы под страхом смерти!
bars2018
Бирман всегда вызывала и вызывает у меня ненависть и презрение за роль РУССКОЙ великой княгини с этакой-то омерзительной жидовской мордой.Еврейка Фаина Раневская играла только евреек.Поэтому роли Раневской живы до сих пор,а Бирман исчезла в Лету вместе с мерзкой Эйзенштейна картавой "фильмой" "Иван Грозный по-жидовски".
vopros_veka
Когда ребёнка бьют прежде, чем лечить, то меня не удивляет, когда из него однажды получается злобная старуха. Можно вырасти другим человеком, но лишь вопреки такому воспитанию, а не благодаря ему.
cambria_1919

cambria_1919

May 11 2020, 19:52:24 UTC

Не думаю, что Раневскую при жизни так уж все обожали. Особенно коллеги.
Культ возник позже, когда она стала стара и уже не могла играть. "Дальше тишина" - снято поздновато, когда Р. уже текст забывала. И что значит русские! Играли как трагедию, довольно слезливую - а между тем это трагикомедия, есть американский фильм "Уступи место завтрашнему дню" (оцените название!)

Плюс все эти bon mots Раневской. Многие - и не её. Похоже, самые сальные.

В советском кино существовало занятное амплуа "комическая дама". Такая несколько (или основательно) вздорная, с претензиями, часто внутренне одинокая. Это играли и Раневская, и Бирман, и Марецкая, и Зоя Фёдорова, и Мария Миронова, и Рина Зелёная.
Deleted comment
Deleted comment
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →