ygashae_zvezdu Golden Entry

Categories:

ПОЧЕМУ ПОТЕРЯВ В КИНО РОЛЬ БЫВАЛОГО МОРГУНОВ НАЧАЛ ИГРАТЬ ЕЕ В ЖИЗНИ

27 апреля родился «Бывалый» Советского кино Евгений Моргунов (1927 – 1999).

Оценивая в одном из постов злые шутки сего хохмача над людьми, я задавался вопросом: «Что заставляло человека так себя провокационно вести?»

Для меня этот вопрос был риторическим, ибо ответ я знал.

Творческая неудовлетворенность.

Талант излучает спокойную уверенность.

А вот бездарность необыкновенно суетлива. Не получая воплощения она винит во всем окружающих. Интриги, стукачество, неблагодарность, зависть и тварный запашок (а поступки тоже пахнут, хотя большинство об этом не догадывается) – это свойства неодаренности.

Так что, получается, Моргунов был бездарен?

Не совсем.

Надо различать неудовлетворенность и несостоятельность. Моргунов именно неудовлетворенность от пути эпизодника в искусстве, коий ему выпал.

Опрометчивый шаг, наложивший печать на всю карьеру (да и жизнь) Моргунов совершил в отрочестве, когда сожрал с голодухи пачку масла без хлеба. В результате он получил нарушенный обмен веществ, который аукнулся через годы сахарным диабетом и стремительно набранным весом.

То есть, произошло следующее: закончивший ВГИК актер, имеющий в активе роль Стаховича в «Молодой гвардии», зачисленный в труппу Малого театра, вдруг обнаруживает, что внешность его меняется, становится нестандартной.

МОЛОДОЙ МОРГУНОВ
МОЛОДОЙ МОРГУНОВ

Если до преобразившей его полноты Моргунов мог рассчитывать на разнообразие ролей (здесь уж как повезет), то полнота перевела его в разряд эпизодников. Причем, не таких универсальных эпизодников как Николай Парфенов или Вадим Захарченко (АКТЕР, СКАЗАВШИЙ: "НЕ РЫЧИ!") с их внешностью человека толпы. Моргунов был принужден играть анархистов да жандармов, оправдывая ложный посыл – толстый, значит за буржуинов. Со второй половины 1950-ых до встречи с Гайдаем он делал по четыре картины в год, в большинстве из них не попадая даже в титры.

"СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА"
"СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА"

И вот Гайдай… Моргунов сыграл у него Бывалого в комедийках «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики» (оба 1961), «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966). 

Тройка «Трус, Балбес, Бывалый» поимела совершенно фантастическую популярность. Это были узнаваемые, хорошо продуманные образы. К Моргунову пришла слава.

На волне успеха Моргунов сделал попытку переквалифицироваться в режиссеры, сняв на Свердловской киностудии короткометражку по Шолохову «Когда казаки плачут» (1963). 

Продолжения эта попытка не имела, но вообразив себя тоже режиссером Моргунов начал хамить своему благодетелю Гайдаю, что привело к досадному скандалу.

Ссора Моргунова с Гайдаем предопределила конец тройки «Трус, Балбес, Бывалый». Эксплуатировать эти образы тоже надо было уметь. Гайдай умел. А, скажем, Карелов – нет. В его картине «Семь стариков и одна девушка» (1968) именно троица смотрелась блекло. 

С потерей маски Бывалого, Моргунов остался у разбитого корыта. У «Балбеса» Никулина был цирк и масса драматических ролей. У Вицина тоже наличествовал порядок с ролями ("АЛКАШ" ВИЦИН. ПОЧЕМУ ПОРОЙ ЗА АКТЕРА БЫЛО БОЛЬНО). Моргунов вернулся на положение эпизодника, в котором все видели Бывалого.

Евгения могли бы поддержать работы в сказках, где его фактура была уместна, но забеги на эту территорию ограничились фильмами «Три Толстяка» (1966) и «Веселое сновидение, или Смех и слезы» (1976).

ДРУГАЯ ТРОЙКА. "ТРИ ТОЛСТЯКА"
ДРУГАЯ ТРОЙКА. "ТРИ ТОЛСТЯКА"

Удивительно ли, что все протекшие годы Моргунов предпринимал попытки реанимировать тройку. Это привело к кроссоверу «Комедия давно минувших дней» (1980) Юрия Кушнерева, открыто выявившим старость некогда забойных Бывалого и Труса. Никулин там сниматься отказался.

"КОМЕДИЯ ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ"
"КОМЕДИЯ ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ"

Делал Моргунов и другие потуги обыграть внешность, на всех перекрестках выражая желание сыграть Черчилля. Ему не дали. Актер подбивал гениального сценариста Шпаликова написать под него роль Демьяна Бедного (не для неудачи ли под названием «Пой песню, поэт»? — ПОЧЕМУ НЕ ВЫШЛИ ЕСЕНИНЫ?) Тоже не срослось.

В 1982 Моргунов сыграл другого поэта – Соева – в картине «Покровские ворота» и это, пожалуй, самая большая его удача после Бывалого.

Не в силах смириться с работой от случая к случаю Моргунов принялся эксплуатировать образ Бывалого в жизни, культивируя хамские шуточки, эксплуатируя имена Вицина и Никулина, вредя себе в глазах окружающих.

О чем можно только пожалеть…

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →