ygashae_zvezdu Golden Entry

Categories:

ПОХОХОЧЕМ?

1 апреля День смеха и хотя в данный момент смеяться вроде нечему, давайте все же…

…вспомним стародавнюю передачу «Вокруг смеха» с лучшими ее номерами. Выход этой передачи в эфир был реально ожидаем телезрителем. Показавшись у ведущего Александра Иванова раз, человек нередко просыпался в статусе знаменитости.

Итак, десятка лучших на мой и, только на мой, взгляд номеров «Вокруг смеха». Сюда не вошел номер из спектакля «Энергичные люди», исполненный Евгением Лебедевым и Валентиной Ковель – он слишком длинен для формата блога. Не вошел и Ярмольник с «Цыпленком табака», в котором я не увидел ничего выдающегося ни тогда, ни сейчас. 

Остальное мое, вроде, на месте.

1. МИХАИЛ ЖВАНЕЦКИЙ – «ЛЕГКАЯ ЖИЗНЬ»

Я упустил момент, когда мог полюбить Жванецкого. В детстве его скороговорка меня прикалывать априори не могла, а когда я вырос, Жванецкий кончился, но, похоже и сам этого не понял, держа марку регулярных телевещаний в качестве «Дежурного по стране». 

Пересматривая старые выступления юмориста, я ценю как он тонко чувствовал и троллил жизненный абсурд позднего СССР. Такие вещи как «Нормально, Григорий! Отлично, Константин!» говорят о том быте точнее всех документов. 

А мой любимый монолог Жванецкого это «Легкая жизнь», где выведен бессмертный тип человека, хотящего денег без труда да из воздуха.

2. АНДРЕЙ МИРОНОВ И АЛЕКСАНДР ШИРВИНДТ – «ВСТРЕЧА РЕЖИССЕРА И НАЧИНАЮЩЕГО АКТЕРА СО ЗРИТЕЛЯМИ»

Мне жаль, что постоянным партнером Ширвиндта стал Державин, главным качеством которого была способность среднестатической нормальностью оттенять яркую сочность соратника по скетчам. Миронов был более уместен рядом и, скооперировавшись, актеры создали шедевр.

3. ФАЗИЛЬ ИСКАНДЕР – «НАЧАЛО»

Одна из особенностей «Вокруг смеха» - передача вытащила на свет божий не только артистов, но и авторов. Смолин, Арканов, Измайлов, Жванецкий, Задорнов, Горин, Мишин почувствовали вкус к выступлениям на сцене. 

Искандер записным эстрадником не стал, хотя его выступление было одним из лучших, приобретя с годами, как хорошее вино, терпкий привкус. На  рассказе Искандера можно реально наблюдать, как испохабилась мигрантская доля. В СССР парень из Чегема мог рассчитывать на учебу в столичном институте, а не на дворницкий наряд.

4. ФЕЛИКС АГАДЖАНЯН И АЛЕКСАНДР СКВОРЦОВ – «СКАЗКА О КРАСНОЙ ШАПОЧКЕ НА ЯЗЫКЕ АБРАКАДАБРЫ» 

Скворцов стоял у истоков театра «Лицедеи», Агаджанян тоже там работал. Уйдя от Полунина, ребята выпали из информационного пространства, что, право, потеря. 

Но нам осталось свидетельство их искрометного дарования.

Гляньте - это дико смешно.

5. ЕФИМ СМОЛИН – «ОЧЕРЕДЬ В ПОЛИКЛИНИКЕ»

Хохотайный монолог Смолина от лица посетительницы больницы актуален до сих пор, ибо такие тетеньки, обожающие лечиться, попутно критикуя врачей, никуда не делись. Присказка: «Это вы съели что-нибудь» вошла в разговорную речь.

6. ГЕННАДИЙ ХАЗАНОВ – «У, ТЫ КАКАЯ!»

Никуда не исчезли и ловеласы, клеящие девочек прямо на улицах. В данном моноложике видно, каким талантливым был «студент кулинарного техникума», способный выразить само время. Увы, драма Хазанова (а это драма и не шуточная, как бы не пытался актер выглядеть ублаготворено) характерна для большинства нетривиальных юмористов этой страны - с годами им хочется выглядеть серьезными, хотя серьезными зрителю-читателю они не нужны. 

Впрочем, об этом более подробно мы поговорим ниже, в связи с Задорновым.

7. АРКАДИЙ АРКАНОВ – «ВИЗИТ В ШКОЛУ»

Едва прозвучав по телеку, прогремел рассказ о папаше, который придя в школу по вызову, выяснил, что сынок в сочинениях, песнях и составленных математических задачах сдал его частную жизнь, где напившийся товарищ Ерохин подрался с дедушкой, а игра семьёй в «дурака» продолжалась до четырех утра. 

Все с удовольствием узнавали бытовые приметы своей жизни. Окончательно в народ рассказ Арканова не ушел только потому, что там не было хлестких афоризмов, хотя песенку об адюльтере орла и кукушки цитировали.

8. ВАЛЕРИЙ ЗОЛОТУХИН – «КАК Я СТАЛ АРТИСТОМ»

Парадокс Золотухина в том, что, будучи по всем параметрам русофилом, он играл в насквозь пролибираленном театре страны Таганке. 

Русофильский тренд дал себя знать в мемуарном рассказе о пареньке с Алтая, что на деньги от проданной отцом коровы, едет в Москву и поступает в артисты. Здесь талантливо собраны все штампы подобных россказней, - дикая одежда, ночевка на улице, удивление приемной комиссии. 

Я всегда считал, что русской партии не хватило именно «пиарного» ума. Эти люди отличались безыскусным умением баять элементарные вещи, выдавая их за откровение великое. Понеся в первой половине 1970-ых невозвратные потери – умерли Шукшин, Вампилов, Рубцов – русофилы оказались творчески обесточены, ибо Бурляев, Белов и Куняев заменой быть ушедшим никак не могли, хотя, на смех боготворимого ими народа, попытались.

Если бы было побольше выступлений уровня золотухинского «Как я стал актером» престиж сермяжных патриотов, глядишь, и приподнялся бы. Но вровень с Золотухиным смог встать в лучших своих выступлениях только Михаил Евдокимов, один погоды не сделавший.

9. МИХАИЛ ЗАДОРНОВ – «ШПИОН»

Более известное выступление Задорнова в «Вокруг смеха» простобайка про два девятых вагона, но история про шпиона, который не смог выжить в абсурде позднего СССР мне кажется круче. Хотя уже здесь видно, что Задорнов шкандыбает по пути наименьшего сопротивления, не особо заморачиваясь над словом, не в пример Искандеру и Жванецкому. Однако, время юморист чувствовал, чего уж там.

Задорнов до периода середины 1990-ых мне даже нравился. Потом он поднатужился на сценарий «Кофточка», где пытался обобщить тривиальную историю (кофточка на дереве застряла) до российской матрицы и я интерес к нему потерял. Задорнова постигла гоголемания стать серьезным, он принялся за филологические разыскания, где выявил себя тем же шутом гороховым, правда, увы, ни капли не смешным.

10. АЛЕКСАНДР ИВАНОВ (СМЕРТЬ ВМЕСТО ГОСПРЕМИИ) – «ОБУЧЕНИЕ УСТНОМУ»

Как правило, выпуск «Вокруг смеха» заканчивался выступлением ведущего Сан Саныча Иванова со стихотворными пародиями. Я Иванова люблю, но то, что он делал нельзя назвать пародией в чистом виде. Иванов просто ловил поэта на смысловом ляпсусе, гиперболизируя его до абсурда. Это скорее скетч.

«Обучение русскому», на мой взгляд, из самых удачных.

Такова моя десятка лучших номеров «Вокруг смеха». Кидайте ваши варианты, может договоримся.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded