ygashae_zvezdu

Categories:

БЕСТСЕЛЛЕРЫ АВТОРА "...А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ"

11 марта ушел из жизни Борис Васильев (1924-2013), автор нескольких бестселлеров.

Васильеву очень крупно повезло, ибо будучи средней руки беллетристом котировался он как большой писатель. «…А зори здесь тихие» переиздавались стотысячными тиражами, журнал «Юность» каждую новую вещь Васильева встречал аплодисмантом.

Меж тем, как Васильев был скорее драматургом, чем писателем. Стиль самое уязвимое его место, зато историю он мог завертеть интересную, да и характеры наметить.

Васильев закончил курсы при Госкино СССР, но в нормальное кино не мог прорваться долго. Он скооперировался с режиссером Рафаилом Гольдиным, который пытался совместить производственную драму с мелодрамой. В центре сюжета конфликтовали два мужика, один хороший, а другой еще лучше. По такому принципу были построены фильмы Гольдина по сценариям Васильева «Очередной рейс» (1958) и «Длинный день» (1961), прошедшие по экрану без фанфар. 

Неудачной оказалась и комедия Юрия Чулюкина «Королевская регата» (1966), особенно при сравнении с предыдущей работой режиссера «Девчата».

А в начале 1970-ых Васильев вдруг начал выдавать хиты. В 1971 вышли «Офицеры» Владимира Рогового, ставшие одним из любимых фильмов советского зрителя. 

В следующем году Станислав Ростоцкий экранизировал «…А зори здесь тихие», чья инсценировка Юрием Любимовым вовсю шла в театре на Таганке. И опять попадание. На какой-то миг повесть Васильева стала чуть ли не главной книгой для подростков о войне, заменив в этом качестве «Молодую гвардию». 

Но у Васильева в творческом загашнике оказался еще один козырь, - пьеса «Самый последний день» с очень сильной возрастной ролью в центре. В пьесу, рассказывающую о последнем рабочем дне участкового милиционера, буквально вцепился Михаил Жаров, для которого ее поставили в Малом театре. В кино же ее перенес Михаил Ульянов. «Самый последний день» оказался для него последней работой в качестве кинорежиссера. Малые сборы проблемной картины заставили Ульянова от кинорежиссуры отойти (КАК АКТЕР МИХАИЛ УЛЬЯНОВ ПЫТАЛСЯ СТАТЬ КИНОРЕЖИССЕРОМ).

В том же 1972 году режиссер Марк Осепьян потерпел катастрофу, иначе не скажешь, с экранизацией повести Васильева «Иванов катер». Картину просто положили на полку, сломав автора дельных фильмов о бездуховности советской молодежи «Три дня Виктора Чернышова» и «Стеклянный лабиринт». 

В 1976 последовала новая удача Васильева. Леонид Быков выпустил последний свой фильм «Аты-баты, шли солдаты…» по его сценарию. Картина не получила популярности предыдущей работы Быкова «В бой идут одни «старики», но все равно очень заметна. 

В 1980-ые Васильев опять оказался на плаву, обогатив материалом новое поколение режиссеров. В 1982 Василий Пичул снял во ВГИКе диплом по повести Васильева «Вы чье, старичье?». Критический пафос этой вещи откровенно зашкаливал, показывая пенсионеров СССР, как выключенных из сообщества людей (ТОП-10 СОВЕТСКИХ ФИЛЬМОВ О ПЕНСИИ). После Пичула за эту вещь взялся ветеран кино Иосиф Хейфиц, представив свою полнометражную версию.

Васильев все больше приходил к разногласиям с практикой СССР, что в перестройку только приветствовалось. Последний его успех антисталинская повесть «Завтра была война» поставленная в 1987 Юрием Кара. 

В новейшее время, уже не понимая происходящего вокруг, Васильев ушел в исторические дебри, затеяв ряд романов об истории Древней Руси.

Работал до конца.

Широко издается и поныне.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded