Categories:

ДЖЕК ЛОНДОН В СССР

22 ноября скончался Джек Лондон (1876-1916).

В СССР из зарубежных авторов только Андерсена (СТРАННОСТИ СКАЗОЧНИКА) издавали больше.

Книги Лондона с их пафосом человеческого тела и духа я не любил. Не нравились мне экзотические декорации Аляски, наделение волков качествами человека и людей повадками зверья. От рассказов с нарочитым выпячиванием мужества шибало картоном и я готов подписаться пусть не под каждым словом статьи Чуковского о Лондоне, получившей хлесткое название «Дешёвка», но вот под этими готов:

«Но что это? Неужели я зеваю? Ведь, это же очень интересно. Мне бы дрожать и волноваться, а скулы так и сводит от скуки. «Пули свищут у наших ушей»… «За Гичкоком гонятся индейцы»… «Лови, держи, догоняй!» – но я и дочитать не могу, так и не разрезал страниц и до самой могилы не узнаю, что сделали индейцы с Гичкоком».

Чуковский был настолько раздражен Лондоном, подозревая в нем рыночного писателя, коий на потребу умникам насыщает повествование социальными идеями, что даже достоинства романа «Мартин Иден», от коих не отмахнуться, приписал русским переводчикам. 

Это он зря, конечно. «Мартин Иден» мощная книга. Непревзойденный рассказ о писательской профессии, где прочерчен путь от иллюзий, будто словом можно изменить мир, до факта, что слово не спасает даже автора. 

Также я с удовольствием прочитал «Джона Ячменное зерно», — хронику борьбы Лондона с алкогольным распадом. 

А все остальное… 

Увы, не мое… 

Но некоторые советские фильмы по Джеку Лондону я любил.

О них и поговорим. 

В 1926 году Лев Кулешов поставил «По закону», взяв за основу рассказ Джека Лондона «Неожиданное». Минималистскую ленту про золотоискателей, решающих дилемму, — допустимо ли свершить над убийцей самосуд, — объявили классикой мирового кино. Наверное, сто лет назад у Кулешова было чему поучиться (хотя бы монтажу). Сейчас «По закону» просто факт истории кино.  

В 1946 классик кина про зверей Александр Згуриди экранизировал «Белого клыка». В моем детстве, на безрыбье неплохо смотрелось. Красавчика Смита, барного зазывалу, просто ненавидел. Ну и бои Белого Клыка с псами там неплохо оказаны.

Однако, еще круче была экранизация Владимира Каплуновского «Мексиканец» (1955) с молодым Олегом Стриженовым. В «Мексиканце» собрался просто актерский цвет: Борис Андреев, Татьяна Самойлова, Георгий Вицин, Евгений Моргунов. И сюжет не подкачал: парень собирает деньги для революционеров, выходя на ринг, - что еще надо? С интересом смотрелось.

ОЛЕГ СТРИЖЕНОВ В ФИЛЬМЕ "МЕКСИКАНЕЦ"
ОЛЕГ СТРИЖЕНОВ В ФИЛЬМЕ "МЕКСИКАНЕЦ"

А дальше Джек Лондон переместился на ТВ. В экранизации романа «Время – не - ждет» (1976) предпринятой Владимиром Четвериковым, Юозас Будрайтис играл типичного героя Лондона, - изначального романтика, которого портят деньги, пока он их не просадит.  

В 1976 Раймонд Вабалас выпустил три серии «Смока и Малыша». Опять Аляска, писатель - золотоискатель, обогащение и все просвистел. Вениамин Смехов в роли Смока. 

В том же году Сергей Евлахишвили представил телеспектакль в трех частях «Мартин Иден». Именно это зрелище заставило меня прочитать роман, ставший одним из заветных. Юрия Богатырева принято хвалить, и за дело, но в роли Идена он, имхо, все же был слишком мягкий. В нем не чувствовался суровый парень, прошедший школу жизненных драк, а вот способный все похерить от внутренней скуки интеллигент угадывался. Леонид Филатов, сыгравший Бриссендена, походил на Идена больше, хотя тоже был неидеален, - слишком едкий. Из актеров того поколения я лично вижу Идена в образе Олега Даля (КАК ПИЛ ДАЛЬ).  

В начале 1980-ых вышли сразу две версии пьесы Джека Лондона «Кража». Сперва фильм «Пусть он выступит» (1981) Олега Биймы, а на следующий год «Кража» Леонида Пчелкина. Речь шла о краже документов, изобличающих нечестного политика.  

Нечестного политика в первой версии играл Глеб Стриженов, во второй Смоктуновский. Дочь его в первой версии - Лариса Кадочникова, во второй - Анастасия Вертинская. Сравнивать версии мне сложняк, ибо «Пусть он выступит» не видел вообще, а «Кражу» давно смотрел.

Завершила советскую эпопею экранизаций Лондона трехсерийка «Морской волк» (1990) Игоря Апасяна по сценарию Валерия Тодоровского. Опять же, я роман не смог осилить из-за техничного делания из какого-то Ларсена сверхчеловека с привлечением философии Ницше, а фильм тем более. Хотя в сети много поклонников этой картины.

Думаю, у«Сердца трех» поклонников еще больше.

Но это уже другая, российская, история.

По любому, трагическая судьба Лондона для меня интереснее его книг, но пока я о ней говорить не готов.

Может, как-нибудь удосужусь…

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →