Category:

"КАЗАКИ", "ВРУНГЕЛЬ" И ДРУГИЕ

16 ноября отмечается День работников радио, телевидения и связи Украины. 

Мы уже говорили, какое хорошее кино делали на студии Довженко (ДЕНЬ УКРАИНСКОГО КИНО: ТОП-10 СОВЕТСКИХ ФИЛЬМОВ СТУДИИ ДОВЖЕНКО), на Одесской студии (ДЕНЬ УКРАИНСКОГО КИНО: ТОП-10 СОВЕТСКИХ ФИЛЬМОВ ОДЕССКОЙ КИНОСТУДИИ), сегодня давайте поговорим о студии «Киевнаучфильм», чьи работы нередко сразу попадали на телеэкран. 

На «Киевнаучфильме» делали отпадные мультики, ставшие классикой жанра.

Перечислим же самые заметные из этих шедевров.

1. «КАК КАЗАКИ…» (1967-…)

В 1967 году Владимир Дахно выпустил мультфильм «Как казаки кулеш варили», положив начало серии о приключениях трех запорожцев. Думаю, это самый популярный мультсериал на национальную тему бывших республик СССР. Никакой азербайджанский «Про Джиртдана – великана» с ним в сравнение не идет. 

Казаки играли в футбол, покупали соль, варили кулеш...

Не помню, чтобы в 1980-ые мульты о казаках прогнали скопом, серия за серией, а ведь именно об этом я мечтал. 

Частым гостем на телевидении были «Как казаки мушкетерам помогали» (1979), - еще один взнос в популярность Боярского и компании. Остальные мультфильмы серии я увидел уже сильно взрослым. И все равно был очарован.

2. «ТИГРЕНОК В ЧАЙНИКЕ» (1972)

Среди работ Татьяны Грачевой выделяется стилизованный мультфильм «Тигренок в чайнике» по сказке англичанки Бетти Ярдин. В детстве я любил,  другие мульты Грачевой, - приключенческую «Тайну страны Земляники» и традиционную анимацию«Одуванчик – толстые щеки». А сейчас решительно очарован тигренком, не желающим покидать чайник. Очень хочется осеннего вечера, милых кисок и успокаивающих рисунков, старый, что ли становлюсь. 

3. «ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ» (1979)

Премьеру этого мультсериала Давида Черкасского во время зимних каникул 1980-года помню хорошо. Я еще ходил в детский сад, так родители разбирали детей пораньше, чтобы они успели к очередной серии. 

Сколько бы Врунгеля не показывали и я, и все окружающие дети, его смотрели. По сто раз не надоедало. 

Черкасский просто спас от забвения повесть Некрасова, которая меня по прочтении жутко разочаровала, ибо там связного повествования нет вообще. Набор эпизодов а-ля Мюнхгаузен в стиле «роад - муви». Ни бандито - ганстерито, ни фига…

Зато «Врунгеля» можно пересматривать с любого места. 

4. «КАПИТОШКА» (1980)

Милый мультик Бориса Храневича про волчонка и дождевую капельку Капитошку частый гость мультипликационных программ 1980-ых. Его показывали чуть ли не каждый месяц. 

Не скажу, чтобы мультфильм Храневича пользовался бешеной популярностью, - для пацанов он был слишком добрый и сентиментальный, а вот слово «Капитошка» прижилось, - им клеймили малорослых.

5. «АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС» (1981)

Не любил этот мультфильм Ефрема Пружанского. Совсем не оправдал он моих надежд! 

Да, я понятия не имел о книге Кэролла и от страны чудес ждал злых колдуний, нападающих на маленькую девочку. А увидел с неяркими рисунками, готическую, взрослую, лишенную логики историю.

Понимание Кэролла пришло в юности через Хармса и комедии братьев Маркс. Сейчас я могу оценить стильность Пружанского и все равно не понимаю, почему «Алису в стране чудес» и продолжение «Алиса в Зазеркалье» ставили в телеэфир во время школьных каникул.

6. «СЕЗОН ОХОТЫ» (1981)

Опять мультфильм для взрослых. 

Лирическая история Александра Викена про пса, который хочет на охоту, и даже бросает хозяина, попадая впросак, говорит о невозможности мечтам сбыться, и что без мечты жить нельзя. 

7. «О МОРЕ, МОРЕ!...» (1982)

Как занесло на «Киевнаучфильм» признанного классика мультипликации, автора «Шпионских страстей», «Ограбления по…» и «Пса в сапогах» Ефима Гамбурга (МУЛЬТЫ ПО ГАМБУРГУ), не знаю. Видимо, студия приветствовала авторские эксперименты, а Гамбург с годами терял интерес к жанровой мультипликации. В мульте «О, море, море!...» он попытался совместить живых актеров с рисунком, а еще насытить кадр атрибутикой современного мещанства. Сигаретные и джинсовые лейблы, сумки с изображениями Пугачевой и Боярского, окружают молодую пару влюбленных, которая дрейфует в житейское море с угрозой не разбиться о быт, а опошлиться. 

Культура СССР обывателей боялась как огня, - от стихотворения Маяковского, призывающего свернуть голову канарейкам, через поэму Роберта Рождественского «Моя любовь», угроза мещанства дошла до мультфильма стильного и по эстетике революционного.

8. «ОСТРОВ СОКРОВИЩ» (1988)

Роман Стивенсона и его экранизация, предпринятая Владимиром Воробьевым (УБИТ ПОДОНКОМ), сделала мое детство. Я до безумия любил сагу о приключениях Джима Хокинса, а вот мультфильм Давида Черкасского не очень и как раз за те плюшки, за которые у него нашлась масса поклонников. Казалась неуместной музыка с песнями, ирония - гэги, хотя драки понравились. 

Черкасский взрывал повесть Стивенсона изнутри, также как он делал это с «Врунгелем», - творя на классической основе свое действие. В случае с «Врунгелем» я это принял на ура, в случае со Стивенсоном нет. От «Острова сокровищ» хотелось меньше иронии, больше приключений.

Таковы самые известные мульты серьезного «Киевнаучфильма».

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded