ygashae_zvezdu

Categories:

ПРИЗЫВНИКИ СОВЕТСКОГО КИНО: ОТ ИВАНА БРОВКИНА ДО ЖЕРТВЫ

15 ноября Россия отмечает День Призывника. Это дает возможность вспомнить лучшие советские фильмы о службе в армии ребят зеленых и неопытных.

Речь пойдет именно о бытовой службе призывников, оставим в стороне боевые расклады пограничников и реконструкции военных действий в «Зоне особого внимания».

Самые популярные фильмы о нелепых пареньках, становящихся солдатами, вышли в 1955 году.

Сперва экран увидел «Солдат Иван Бровкин» Ивана Лукинского, давший старт Леониду Харитонову. Харитонов создал истинно народный образ шелопутного, недокормленного (дитя войны!) колхозного паренька, для которого служба в армии становится школой жизни, выковывая из Ваньки солдата Ивана. Беспаспортным деревенским ребятам армия  предоставляла шанс вырваться в большой мир, да и война лежала реалией вчерашнего дня, а не ограничивалась «Спасибо деду за Победу!» и георгиевской ленточкой в начале мая. Отсюда такая любовь зрителя к Ивану Бровкину.

Чуть позже вышел «Максим Перепелица» Анатолия Граника. Максим напоминал Ивана, даром что был с украинским колоритом. Всё тоже до дежа вю: неприятности с односельчанами и любимой девушкой; призыв в армию; трудное вписывание из-за отсутствия внутренней дисциплины в строй; перековка хулиганистого парнишки в защитника Отечества. 

Совпадения между героями Леонидов Харитонова и Быкова оказались столь разительны, что автор книги «Максим Перепелица» Иван Стаднюк обвинил сценариста «Солдата Ивана Бровкина» Георгия Мдивани в плагиате. Но это случай, когда два фильма на один сюжет не мало, а в самый раз. 

Увы, больше таких популярных героев-новобранцев в Советском кино я припомнить не могу. В 1970-ых армию по - прежнему пытались «очеловечить», только это приносило не такие эффектные плоды.

Комикующие ленты типа «Лето рядового Дедова» (1971) или «Между небом и землей» (1975), несмотря на ряд замечательных актерских работ и целый ряд песенок прошли мимо зрителя. 

Только в 1976 появился фильм о трудностях службы, который… не знаю насколько заметил зритель, а начальство полюбило. «Весенний призыв» Павла Любимова рассказывал о терках заместителя командира взвода (Александр Фатюшин) и умного рядового из мажорных интеллигентов (Игорь Костолевский). Проблема решалась не в русле «вот мой кулак, вот рожа твоя», а разговорчиками в строю с попытками друг друга понять. Несмотря на филигранное мастерство Фатюшина и Костолевского проблематика «Весеннего призыва» укладывалась в конфликт хорошего с еще лучшим. 

А благостного в армии становилось все меньше. Где-то с десяти лет я сталкивался с вернувшимися оттуда и лейтмотивом: «Я-то уже прошел, а вот вам не завидую!». До сих пор у меня от рассказов тех на голове волосы дыбом, но проговаривать я их не буду, меня читают дамы… 

Тут еще с перестройкой, подключилась пресса, превращая армию в филиал ада. В этих условиях кино что-то пробовало изменить. Николай Гусаров снял фильм «Команда «33» (1987), который Министерство Обороны признало образцовым и дало команду показывать призывникам.

Именно за счет образов призывников «Команда 33» получилась. Я видел фильм тогда же и помню впечатлился. Гусарову, да на «гэгах», но удалось показать срез тогдашнего общества, - лахудр с химзавивками, пляски на улице под маг, драки ни о чем и ни за что, продмаговские кулуары. Не засвеченные, не киношные лица почти ровесников создавали впечатление реальности, и в какой-то момент хотелось даже оказаться в поезде, везущем новобранцев на Дальний Восток.

Но «Команду «33» общество не заметило, накинувшись на «100 дней до приказа» Юрия Полякова и «Стройбат» Сергея Каледина. Чернушная эстетика благоприятствовала показу в черно-белом цвете унитазов, которые заставляют чистить тщедушных подростков, предварительно их побив. Ставку сделали на шок. 

«Сто дней до приказа» экранизировали, но среди советских картин о неуставных взаимоотношениях в армии мне запомнились не она и не «Караул» Рогожкина, а «Делай - раз» (1990) Александра Малюкова с участием молодых тогда Машкова, Евгения Миронова, Домогарова. Жесткая, драйвовая, сюжетная, реалистичная драма...

Таковы самые заметные фильмы о призывниках СССР. 

С удовольствием выслушаю ваши варианты, вдруг я чего пропустил.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded 

Фильм с Фатюшиным и Костолевским настолько фальшив и лжив, аж до блевотности.
В конце 80-х был популярный фильм Фанат с молодым Серебряковым. Про пацана-каратиста. В том числе он идет в армию, и вместо десанта, из-за конфликта с шакалом (офицером) в военкомате, попадает в стройбат.
Стройбат показан мельком, но очень натуралистично- и офицеры-алкаши (коронная фраза буквально всех советских офицеров "Я на территории!"- если вдруг начальство или жена искать начнет, в фильме из уст капитана-алкаша вызывала взрыв хохота в кинотеатре- тогда служили почти все и ситуация была до боли знакомая), и подлинные хозяева и командире в казарме, и подлинные диалоги ("Такой молодой, а уже припух!"). Я из фильма только армейские сцены и помню.
Команда 33 вообще впервые слышу. Я в это время как раз сам в армии был, поэтому не заметил и не смотрел.
Из фильмов про дедовщину самый неубедительный 100 дней до приказа. Вроде и хочется показать дедовщину, но и боязно переборщить. Так, просто обозначили.
Самый , на мой взгляд, достоверный- с Машковым (Делай раз). Самая страшная ситуация- когда альфа-самец в казарме задался целью сломать человека. От этого нет ни спасения, ни избавления, никто никогда не вмешается, помощи ждать не от кого. Когда лупят в толпе, вместе со всеми, это не страшно, к физической боли привыкаешь быстро, и психологически легче "Всех бьют!". А когда травят целенаправленно именно тебя, то очень редко кто может противостоять. Потому что вслед за альфа-самцом тебя начинают травить и бета-самцы и все остальные. Человек либо ломается на всю жизнь, либо вешается, либо берет автомат и расстреливает обидчиков.