Categories:

СМЕНЫ АМПЛУА АКТРИСЫ ТЯПКИНОЙ

9 ноября скончалась Елена Тяпкина (1900-1984), актриса, ставшая воплощением самоотверженности профессии.

Есть такое понятие, - актерская дисциплина. Согласно дисциплине этой актер может не явиться на спектакль, только если умер. А еще зритель не должен догадываться о чувствах актера, лежащих вне роли. Тебя могут захлестывать боль и отчаяние, но если играешь шута, все должны над тобой смеяться. 

Тяжело? Тогда вам не сюда. Есть более спокойные профессии.

Вот он, - парадокс: актер нуждается в подвижной психике, а нервы в этой профессии требуются железные. 

Елена Тяпкина это понимала. У нее были хорошие учителя. 

Первым учителем, внимая которому Елена ступила на актерскую стезю, оказался сам Владимир Ильич Ленин. Тяпкина работала в Наркомпросе под началом Крупской и часто слушала его речи. 

Потом попала на режиссерское отделение театра Мейерхольда. Училась вместе с Эйзенштейном и Юткевичем. 

Она чуть не распрощалась с профессией, выйдя замуж за актера Михаила Лишина и родив сына. 

Из декретного отпуска женщину вернуло приглашение Мейерхольда на роль Гурмыжской в легендарной постановке «Леса» Островского. 

Тяпкина вспоминала:

«Все это произошло так молниеносно, что я даже не успела перед премьерой переменить фамилию, казавшуюся мне неподходящей для сцены».

В кино Тяпкина прошла путь столь долгий, что несколько раз пришлось менять амплуа. 

"ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА"
"ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА"

Сперва к ней приклеилась комическая маска вздорной и глупой мещанки времен НЭПа. Случилось это благодаря фильму «Дом на Трубной» и хиту «Веселые ребята». 

По «Веселым ребятам» современный зритель Тяпкину, наверняка, вспомнит. В 1930-ых дело обстояло иначе, ибо Елену вся страна знала по главной роли в приключенческом блокбастере «На границе», за которую ей вручили орден «Знак Почета». 

После этого Александров пригласил ее в картину «Светлый путь» на роль секретаря парткома.

"СВЕТЛЫЙ ПУТЬ"
"СВЕТЛЫЙ ПУТЬ"

Шли годы. У Елены подрос сын, и тут началась война. Парень записался в ополчение.

Съемки Елены Тяпкиной в фильме Марка Донского «Радуга» обросли легендами. Очень красочно описал эту коллизию Виктор Астафьев в одной из «Затесей».

Тяпкина играла женщину, у которой фашисты убили ребенка. Накануне ответственнейшей съемки актриса получила похоронку на сына.

Послушаем Астафьева. Что-что, а писать он умел.

«В разгар работы над фильмом пришла телеграмма, которой срочно вызывали актрису в Москву — на похороны убитого в ополчении сына.

Ей выписали пропуск, проводили на поезд, а через десять дней встретили. Была поздняя ночь, холод, пустота. Она удивилась, что на вокзал приехал сам постановщик фильма, прославленный режиссер, занятый человек. Но тут же забыла об этом. Привезли ее почему-то не на квартиру, в киностудию повезли и, как была она — в старой шалюшке, в древней стеганке и в домашних подшитых валенках, завели в павильон, где их уже ждала съемочная группа.

— Это бесчеловечно! — сказала актриса режиссеру. — Я не могу сейчас работать! Не могу! Не могу…

Она рыдала. Режиссер, поникнув седой кудлатой головой, гладил ее по мокрой, сиротски-серенькой шалюшке и ничего не говорил.

— Я правда не могу! — взмолилась актриса. — Пощадите!..

И тогда режиссер шевельнул скорбно сжатым ртом и выдавил короткое, но такое в ту пору распространенное слово:

— Надо!..

Режиссер был опытный и хитрый. Он знал, как и чем отвлечь женщину, да еще хозяйку, да еще замоскворецкую хлебосолку. Он дал актрисе ножик, мешок с мелконькой картошкой, какая только в войну вроде и рождается, усадил ее на скамейку, а сам принялся тихонько расспрашивать про Москву, про сына, про похороны.

Раз только, в самом начале съемки, когда ослепили ее светом, актриса зажмурилась, сжала руками голову:

— Что вы со мной делаете? Что вы со мной делаете?! — А потом послушно стала исполнять свою работу, чистить картошку, и ушла куда-то так далеко, что актера, игравшего немца, а был он доподлинный немец, предупредили: «Будьте осторожны. У нее в руках нож…»

Она работала всю ночь, чистила картошку и тихо рассказывала про Москву, про сына, про похороны, и все, что от нее требовалось, сделала — весь кусок в фильме был отснят без репетиций и дублей. Когда закончились съемки и измученные люди повалились спать кто где, режиссер встал на колени перед актрисой и поцеловал ее руки, вымазанные картошкой…»

"РАДУГА"
"РАДУГА"

«Радуга» стала высшей точкой драматического мастерства актрисы. В 1947 Тяпкина получила звание Заслуженной.

Вернулась Тяпкина на экран в 1954, снова сменив амплуа. В комедии «Запасной игрок» она сыграла мать главных героев футболистов Веснушкиных и с тех пор роли матерей да простодушных людей из народа пошли косяком. В картине «Они встретились в пути» Тяпкина снялась вместе с мужем.

"ЗАПАСНОЙ ИГРОК"
"ЗАПАСНОЙ ИГРОК"

И опять, выработав амплуа, Елена «ушла на перерыв» дабы вернуться в новом качестве. В возрасте под 70 Тяпкина вдруг утратила простонародную внешность. В актрисе проявился аристократизм. В экранизации «Анны Каренины» она сыграла княгиню Мягкую, появилась в эпизоде «Дворянского гнезда». Зритель же запомнил трехсерийку «Каникулы Кроша», где Тяпкина замечательно показала вдову коллекционера нэцке. 

"КАНИКУЛЫ КРОША"
"КАНИКУЛЫ КРОША"

Умерла в 1984, прожив в профессии не очень громкую, но достойную жизнь.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded