ygashae_zvezdu

Categories:

ИГРАЛИ ШЕКСПИРА...

1 ноября 1604 года состоялась премьера трагедии Уильяма Шекспира «Отелло». 

Пользуясь случаем, перечислим лучших исполнителей ГЛАВНЫХ ролей шекспировского репертуара в кино СССР, взяв за правило вести речь только о ХУДОЖЕСТВЕННЫХ  фильмах. Фильмы-балеты, телевизионные постановки, фильмы-оперы, перенесенные на пленку спектакли, - не в счет.

Учитывая это, поехали!

КЛАРА ЛУЧКО – «ДВЕНАДЦАТАЯ НОЧЬ» (1955; РЕЖИССЕР: ЯН ФРИД)

Первая советская экранизация Шекспира, на мой взгляд, самая удачная. Ярмарочная, красочная, веселая. Недаром фильм стал лидером Советского кинопроката и до сих пор часто демонстрируется по телевидению.

Лучко в двойной роли Виолы и ее брата Себастьяна просто великолепна! Легкая, тонкая, одухотворенная. Виола энд Себастьян лучшая роль этой актрисы, хотя многие отдадут предпочтение ее Клавдии из «Цыгана».

СЕРГЕЙ БОНДАРЧУК – «ОТЕЛЛО» (1955; РЕЖИССЕР: СЕРГЕЙ ЮТКЕВИЧ)

Великий русский актер Бондарчук не то чтобы для меня неубедителен в роли мавра, просто сама постановка Юткевича вышла настолько аляповато-красочной, что я чувствовал на лице исполнителя главной роли нанесенный гуталин. Цвет был уместен в «Двенадцатой ночи», а в «Отелло» он слишком пересластил картинку. 

Ну, да ладно… На Каннском фестивале Юткевич был удостоен приза за «Лучшую режиссуру».

P.S: За несколько лет до триумфа Юткевича «Отелло» Орсона Уэллса заслужил в Каннах лишь вежливые похлопывания в ладоши.

ИННОКЕНТИЙ СМОКТУНОВСКИЙ – «ГАМЛЕТ» (1964; РЕЖИССЕР: ГРИГОРИЙ КОЗИНЦЕВ)

Успех шекспировских экранизаций Козинцева в момент выхода и полное равнодушие к ним сейчас, следствие стремления режиссера к современной трактовке, которая в данный момент устарела. Козинцев видел Гамлета, как оттепельного героя, решительного, проснувшегося от спячки, воздерживающего от немедленной мести по личным мотивам, а не из-за рефлексии. Высшей точкой такой версии стал Гамлет Высоцкого, Смоктуновский же ей всячески противился.

Роль Смоктуновского состоялась за счет диктата монтажных ножниц. В результате, Иннокентий Михайлович всегда отзывался о Козинцеве едко, утверждая, что основные его режиссерские придумки были актуальны в 1920-ых. Особенно фиксировался Смоктуновский на вынос монолога «Быть или не быть» в план внутреннего размышления, по существу, за кадр.

Зритель со Смоктуновским не согласился, назвав его лучшим актером по опросу журнала «Советский экран». Получил он за принца и Ленинскую премию. 

ЮРИ ЯРВЕТ – «КОРОЛЬ ЛИР» (1970; РЕЖИССЕР: ГРИГОРИЙ КОЗИНЦЕВ)

Здесь у Козинцева была задача не сильно меняющая образ главного героя. Он проецировал на современность не короля Лира, а кровавые события, доказывая, что жизнь и чувства человеческие наш век, прошедший две мировые войны, обесценил. 

На главную роль Козинцев зазывал Смоктуновского, но в этот раз получил категоричный отказ.

По утверждению ряда источников, короля Лира жаждал получить Борис Андреев, и неудача на кастинге чуть не стоила ему жизни. Родные Андреева, однако, это опровергают, - да, пробы проходил, но и все, никакой трагедии…

Королем Лиром стал эстонец Юри Ярвет, озвученный Зиновием Гердтом.

Ярвет в «Короле Лире» нравится мне даже больше Гамлета Смоктуновского. Старый, с растрепанными патлами, катящийся к безумию старик... 

Актер получил премию за лучшую мужскую роль на МКФ в Тегеране.

Успех экранизаций Козинцева оказался, увы, в художественном кино СССР непревзойденным. Ушла трагедийность, от Шекспира осталось сдобренное популярной музычкой комикование. Вышли сразу две экранизации «Много шума из ничего», появилась «Комедия ошибок». В этих картинах технически блистали без прорывов Михаилы Козаков и Кононов («Комедия ошибок»), Константин Райкин («Много шума из ничего»)…

Интересен был замысел Валерия Рубинчика сделать главным героем фильма Фальстафа в исполнении Анатолия Папанова. Но картина «Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа» вышла совсем уж унылой.

Таковы мои впечатления о главных актерах Советского кино в главных шекспировских ролях.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded 

"Гамлет", только по моему весьма личному мнению, получился великой кинокартиной. В то время афишами "Гамлета" была обклеена без преувеличения вся Москва, вернее, ее центр. Этим фильмом бредили все без исключения. Я не знаю, как сам Смоктуновский относился к этой роли (наверняка, учитывая присущее ему самоедство и придирчивость, она ему скорее не нравилась, чем нравилась), но Гамлет вознес его в одночасье из толпы актеров хороших, средне известных театральной и кинопублике (кажется, он до "Гамлета" блеснул лишь в "Идиоте" БДТ, да в "9 днях одного года" М.Ромма) в ряды великих актерских имен, Мастеров.
Фильм Козинцева, действительно, яркое явление своего времени, одна музыка Шостаковича чего стоит! Хотя есть у этого фильма (опять же на мой взгляд) и места слабые (так, на роль королевы можно было бы найти более удачную кандидатуру, чем Эльза Радзиня и т.д., да и к паре эпизодов можно придраться...). В свое время я помнила все реплики, все эпизоды "Гамлета" наизусть, потому что переписала его на катушечный магнитофон "Весна" с телевизора, и бессчетное количество раз прослушивала его вновь и вновь. А Смоктуновский был для меня долгие годы самым лучшим, непревзойденным актером.. Мне кажется, доведись в то время мне встретиться с ним вживую, я бы, наверное, умерла от счастья (т.е. от избытка эмоций) :)))
Ни один другой фильм не оставил у меня таких впечатлений, как "Гамлет" Г.Козинцева 1964 года.