Categories:

ИГРАЛИ ШЕКСПИРА...

1 ноября 1604 года состоялась премьера трагедии Уильяма Шекспира «Отелло». 

Пользуясь случаем, перечислим лучших исполнителей ГЛАВНЫХ ролей шекспировского репертуара в кино СССР, взяв за правило вести речь только о ХУДОЖЕСТВЕННЫХ  фильмах. Фильмы-балеты, телевизионные постановки, фильмы-оперы, перенесенные на пленку спектакли, - не в счет.

Учитывая это, поехали!

КЛАРА ЛУЧКО – «ДВЕНАДЦАТАЯ НОЧЬ» (1955; РЕЖИССЕР: ЯН ФРИД)

Первая советская экранизация Шекспира, на мой взгляд, самая удачная. Ярмарочная, красочная, веселая. Недаром фильм стал лидером Советского кинопроката и до сих пор часто демонстрируется по телевидению.

Лучко в двойной роли Виолы и ее брата Себастьяна просто великолепна! Легкая, тонкая, одухотворенная. Виола энд Себастьян лучшая роль этой актрисы, хотя многие отдадут предпочтение ее Клавдии из «Цыгана».

СЕРГЕЙ БОНДАРЧУК – «ОТЕЛЛО» (1955; РЕЖИССЕР: СЕРГЕЙ ЮТКЕВИЧ)

Великий русский актер Бондарчук не то чтобы для меня неубедителен в роли мавра, просто сама постановка Юткевича вышла настолько аляповато-красочной, что я чувствовал на лице исполнителя главной роли нанесенный гуталин. Цвет был уместен в «Двенадцатой ночи», а в «Отелло» он слишком пересластил картинку. 

Ну, да ладно… На Каннском фестивале Юткевич был удостоен приза за «Лучшую режиссуру».

P.S: За несколько лет до триумфа Юткевича «Отелло» Орсона Уэллса заслужил в Каннах лишь вежливые похлопывания в ладоши.

ИННОКЕНТИЙ СМОКТУНОВСКИЙ – «ГАМЛЕТ» (1964; РЕЖИССЕР: ГРИГОРИЙ КОЗИНЦЕВ)

Успех шекспировских экранизаций Козинцева в момент выхода и полное равнодушие к ним сейчас, следствие стремления режиссера к современной трактовке, которая в данный момент устарела. Козинцев видел Гамлета, как оттепельного героя, решительного, проснувшегося от спячки, воздерживающего от немедленной мести по личным мотивам, а не из-за рефлексии. Высшей точкой такой версии стал Гамлет Высоцкого, Смоктуновский же ей всячески противился.

Роль Смоктуновского состоялась за счет диктата монтажных ножниц. В результате, Иннокентий Михайлович всегда отзывался о Козинцеве едко, утверждая, что основные его режиссерские придумки были актуальны в 1920-ых. Особенно фиксировался Смоктуновский на вынос монолога «Быть или не быть» в план внутреннего размышления, по существу, за кадр.

Зритель со Смоктуновским не согласился, назвав его лучшим актером по опросу журнала «Советский экран». Получил он за принца и Ленинскую премию. 

ЮРИ ЯРВЕТ – «КОРОЛЬ ЛИР» (1970; РЕЖИССЕР: ГРИГОРИЙ КОЗИНЦЕВ)

Здесь у Козинцева была задача не сильно меняющая образ главного героя. Он проецировал на современность не короля Лира, а кровавые события, доказывая, что жизнь и чувства человеческие наш век, прошедший две мировые войны, обесценил. 

На главную роль Козинцев зазывал Смоктуновского, но в этот раз получил категоричный отказ.

По утверждению ряда источников, короля Лира жаждал получить Борис Андреев, и неудача на кастинге чуть не стоила ему жизни. Родные Андреева, однако, это опровергают, - да, пробы проходил, но и все, никакой трагедии…

Королем Лиром стал эстонец Юри Ярвет, озвученный Зиновием Гердтом.

Ярвет в «Короле Лире» нравится мне даже больше Гамлета Смоктуновского. Старый, с растрепанными патлами, катящийся к безумию старик... 

Актер получил премию за лучшую мужскую роль на МКФ в Тегеране.

Успех экранизаций Козинцева оказался, увы, в художественном кино СССР непревзойденным. Ушла трагедийность, от Шекспира осталось сдобренное популярной музычкой комикование. Вышли сразу две экранизации «Много шума из ничего», появилась «Комедия ошибок». В этих картинах технически блистали без прорывов Михаилы Козаков и Кононов («Комедия ошибок»), Константин Райкин («Много шума из ничего»)…

Интересен был замысел Валерия Рубинчика сделать главным героем фильма Фальстафа в исполнении Анатолия Папанова. Но картина «Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа» вышла совсем уж унылой.

Таковы мои впечатления о главных актерах Советского кино в главных шекспировских ролях.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

"Гамлет", только по моему весьма личному мнению, получился великой кинокартиной. В то время афишами "Гамлета" была обклеена без преувеличения вся Москва, вернее, ее центр. Этим фильмом бредили все без исключения. Я не знаю, как сам Смоктуновский относился к этой роли (наверняка, учитывая присущее ему самоедство и придирчивость, она ему скорее не нравилась, чем нравилась), но Гамлет вознес его в одночасье из толпы актеров хороших, средне известных театральной и кинопублике (кажется, он до "Гамлета" блеснул лишь в "Идиоте" БДТ, да в "9 днях одного года" М.Ромма) в ряды великих актерских имен, Мастеров.
Фильм Козинцева, действительно, яркое явление своего времени, одна музыка Шостаковича чего стоит! Хотя есть у этого фильма (опять же на мой взгляд) и места слабые (так, на роль королевы можно было бы найти более удачную кандидатуру, чем Эльза Радзиня и т.д., да и к паре эпизодов можно придраться...). В свое время я помнила все реплики, все эпизоды "Гамлета" наизусть, потому что переписала его на катушечный магнитофон "Весна" с телевизора, и бессчетное количество раз прослушивала его вновь и вновь. А Смоктуновский был для меня долгие годы самым лучшим, непревзойденным актером.. Мне кажется, доведись в то время мне встретиться с ним вживую, я бы, наверное, умерла от счастья (т.е. от избытка эмоций) :)))
Ни один другой фильм не оставил у меня таких впечатлений, как "Гамлет" Г.Козинцева 1964 года.