Category:

НЕВАЖНЫЙ ПИСАТЕЛЬ, КОТОРОГО ГОЛЛИВУД СДЕЛАЛ КЛАССИКОМ ЖАНРА

27 октября скончался Джеймс Кейн (1892-1977), писатель, который начал эксплуатировать успех первого своего романа и в литературном плане прогорел.

Кейн считается основоположником крутого детектива наряду с Чандлером и Хэмметом, меж тем как только дебютный его роман (по объему скорее повесть) «Почтальон всегда звонит дважды» нереально крут. Кейну просто необыкновенно фартило на голливудском фронте. Его куцым произведениям везло с режиссерами, сценаристами, актерами и фильмы по Кейну становились классикой «нуара». Но лучше от этого он писать не стал, отнюдь.

Подобно Чандлеру и Хэммету Кейн пришел в литературу в возрасте ближе к сорока, основательно помотавшись по миру и сменив кучу профессий. Он был учителем, дорожным инспектором, страховым агентом (что позволило написать повесть «Двойная страховка») и даже певцом (что позволило написать повесть «Серенада»). 

В 1931 Кейн приехал в Голливуд. Его задействовали на подхвате, и литературную карьеру Джеймс сделал раньше. В 1934 году он выпустил роман «Почтальон всегда звонит дважды», взяв за основу реальное уголовное дело об убийстве парочкой влюбленных нищебродов богатенького мужа. В этой быстрой, реалистичной, полной неожиданных сюжетных поворотов штуке была правда Великой Депрессии, крах американской мечты, долгая дорога в ночь провинциальной Америки. Мощное произведение! 

Единственная стоящая книга Кейна стала первым бестселлером, который издали в твердой и мягкой обложке, но до экранизации было еще далеко. Вторая половина 1930-ых вышла в Голливуде сравнительно сладенькой, для торжества эры «нуара» понадобилась Вторая Мировая война. 

Первым заметным фильмом по Кейну стала экранизация пьесы «Встань и дерись» (1939) с участием Роберта Тейлора и Уоллеса Бири. Вестерн о противостоянии разорившегося плейбоя, вынужденного устроиться на железную дорогу, и владельца компании по лошадиным перевозкам получился драйвовым. Впрочем, я вообще люблю фильмы о мужской вражде, что мутирует в дружбу.

Но вообще Кейн больше занимался литературой. В 1936 вышла «Двойная страховка», в 1937 «Серенада», в 1941 «Мидред Пирс». К крутому детективу все это имело отношение боком. В книгах Кейна сыщики присутствовали как фон, «Серенада» и «Милдред Пирс» вообще «женские» романы, но атмосфера лжи, корыстолюбия, и низвержения посредством преступления в ад там наличествовала. 

Писал Кейн левой ногой, что особенно заметно при сравнении его кондовой прозы с изяществом Чандлера. Сюжеты тоже оставляли желать лучшего. Взяв за основу «Почтальон всегда звонит дважды» Кейн варьировал одну и ту же пластинку: неприкаянный мужчина встречает роковую женщину и нарушает закон, отправляясь за решетку или на электрический стул.

Голливуд проделал с Кейном тот же трюк что и с Хэмметом + Чандлером, - начал экранизировать, когда он уже все написал. «Нуар» в кино пришел на десятилетие позже крутого детектива в литературе. 

В 1944 году на экраны вышла «Двойная страховка» Билли Уайлдера. Разрабатывать сценарий начали еще в 1935, но тогда цензоры кодекса Хейса, объявили историю Кейна аморальной. 

В 1943 сценарий к картине написал Чандлер (КРУТОЙ ДЕТЕКТИВ В ГОЛЛИВУДЕ ). Фильм о страховом агенте (Фред МакМюррей), который влюбляется в инфернальную даму (Барбара Стенвик), и планирует убийство ее мужа, получился совершенно потрясным. Но основная заслуга «Двойной страховки» в режиссуре Билли Уайлдера, в игре МакМюррея, Стенвик и Эдварда Дж. Робинсона, сценарии Чандлера. Первоисточник же – повесть Кейна – зевотно уныл.

В 1945 Майкл Кертиц экранизировал «Милдред Пирс», - историю взлета и падения американской домохозяйки, что после развода с мужем поднялась на ресторанном бизнесе, но судьба догнала ее в виде заносчивой дочки и альфонса. «Милдред Пирс» возродила угасающую карьеру Джоан Кроуфорд, за эту роль она получила «Оскар». К сценарию приложил руку Уильям Фолкнер. Классная мелодрама с нуаровой стилистикой породила в наши дни ремейк, - сериал «Милдред Пирс» с участием Кейт Уинслет. 

Естественно, Голливуд не мог пройти мимо самого сладкого блюда в меню Кейна «Почтальон всегда звонит дважды», тем паче уже появилось две экранизации сего шедевра: в 1939 Пьер Шеналь снял во Франции «Последний поворот», в 1943 Лукино Висконти выпустил в Италии «Одержимость». В 1946 Голливуд тоже созрел. Режиссером выступил Тей Гарнетт, а в главных ролях блеснули Джон Гарфилд и Лана Тернер. От Гарфилда всегда можно ждать хорошей игры, а вот Тернер в «Почтальоне…» показала насколько классной актрисой может быть при хорошем драматургическом материале. Лента Гарнетта уступает фильму Висконти, но все равно хороша.

После войны Кейн решил, наконец, сменить пластинку, поскольку его истории про гнилых баб перестали приносить деньги. Детективщик переключился на исторические романы, но их тоже не раскупали. Наводнив рынок скороспело слепленным продуктом, писатель сильно повредил своему имиджу. Читатель ему больше не верил.

Остаточные явления славы продолжались. В 1956 году Аллан Дуон выпустил экранизацию романа Кейна «Оттенок алого», - красочный, яркий, залитый солнцем «нуар». Там юркий прохиндей (Джон Пейн) мутил с любовницей мэра и ее сестрой (Арлин Даль), вмешиваясь в политический скандал. Я этот фильм видел, но совершенно не помню в отличие от «Двойной страховки», потому и оценку ему дать затрудняюсь.

А вот вышедшая в том же году экранизация «Серенады» рекомендуется только любителям оперного пения. Главный герой в исполнении Марио Ланцы поет, надуваясь, по делу и без оного, пока не влюбляется в стерву до потери голоса. Досмотрел до половины и выключил. Не мое…

Таковы фильмы Джеймса Кейна в период «Золотого века» Голливуда. 

Писатель пережил и Чандлера и Хэммета, но вот второго творческого рождения не дождался. Сейчас из массы его книг значение имеет только одна.

Самая первая. 

«Почтальон всегда звонит дважды».

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded