ygashae_zvezdu Golden Entry

Category:

ПОЧЕМУ ЗАКРЫЛИСЬ КИНОТЕАТРЫ?

Кино в СССР было серебряным призером по весомости приноса в государственную казну рублишек. Первое место, понятно, оставалось за водкой.

Для кинопоказов строились целые дворцы.

Но с началом рыночной экономики кинотеатры переобулись в автосалоны, а то и вещевые рынки, дворцы ветшали в прибежище для бомжей.

Произошло это отчасти на моих глазах.

Вот о причинах и поговорим.

В кино я начал ходить, когда кассу собирали наши хиты «Москва слезам не верит», «Пираты ХХ века» и «Экипаж»; индийские «Месть и закон» и «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников» (совместное производство с узбекскими кинематографистами); французский «Тайны Бургундского двора», - все эти фильмы я посмотрел летом 1980-го года, перед школой. 

Потом тоже много было хорошего, - индийский «Как три мушкетера», американский «Конвой», французский «Укол зонтиком». И ни одной советской картины.

Да к 1985 году я подгреб с твердым убеждением, что если фильм «наш», то смотреть его не стоит. Такого же мнения придерживались все пацаны вокруг. Советские хиты тех лет вроде «Зимней вишни» и «Одиноким предоставляется общежитие» были не для подростков. Порадовало нас только «Одиночное плаванье».

Году в 1989 я вообще бросил ходить в кинотеатры, откуда раньше не вылезал.

И было тому несколько причин. 

Разберемся, учитывая, время (вторая половина 1980-ых) и место действия (Москва, Дегунино).

Слухи о смерти кино возникали с времен братьев Люмьер. Сначала говорили, что его убьет звук; потом – телевизор; вслед за тем – видеомагнитофон.

Столичное телевидение с двумя телепрограммами серьезную конкуренцию кинопрокату составить не могло. Путь хита от большого экрана до телепремьеры нередко достигал пары лет. Более того, договорившись с кинопрокатом, телевидение 1980-ых не крутило такие подростковые нетленки как трилогию о Неуловимых мстителях и «Человек-амфибия», позволяя гарантировано собирать аншлаг на детских сеансах. Да, иногда по вечерам суббот и воскресений мысль пойти в кино откладывалась, - по ящику казали что-то суперинтересное, но такое бывало, может, раз в месяц. 

КИНОТЕАТР "КОМСОМОЛЕЦ"
КИНОТЕАТР "КОМСОМОЛЕЦ"

Угроза видео была посложнее. Начнем с того, что телевизор я помню почти в каждой знакомой семье, а вот видеомагнитофон вживую до 1990-го года не встречал совсем. Это был заоблачный по цене дефицит. 

В 1985 началась эра подвальных видеосалонов. Развлечение это, опять же, было чисто подростковым. Взрослый человек, попав на сеанс с рассыхающим неудобным стулом и мутной картинкой по телеку, чувствовал себя неуютно в среде двенадцатилетних пацанов (дневной сеанс) или агрессивных допризывников (сеанс вечерний). Не знаю, как в других местах, а в наш ближайший видеосалон нельзя было пригласить приличную девушку. Если без драки обойдется, то без посвистываний никак.

То есть, видеосалоны забирали только подростковую аудиторию, но она-то и делала основную кассу кинотеатров, что тогда, что сейчас.

И по репертуару кинотеатры явно видеосалонам проигрывали. Тогда как раз открыли «полку», как следствие, экран заполонили «Агония», «Комиссар», «Покаяние», «Заячий источник». 

Еще наверху решили просвещать народ если не революционной пропагандой, то культуркой и запузырили «Восемь с половиной» Феллини, «Семь самураев» Куросавы, «Легенду о Сурамской крепости» Параджанова. Попадались и хитовые шедевры вроде «Полета над гнездом кукушки», «Крестного отца», «Однажды в Америке», но общая масса картин под лозунгом «Назад в прошлое!» кассу не собирала, что явилось для нашей элиты откровением, поскольку любой клуб на сеансах классики мирового кино забивался очкариками под завязку. 

А еще… кинотеатр стал дорогим. Билет на детский сеанс в малый зал стоил гривенник, а вот когда я начал ходить в кино на фильмы взрослые, то платить пришлось 50-70 копеек. Соответственно, двухсерийная картина тянула на рубль минимум. А если картина не двухсерийная, то ее отягощали фигней под названием «удлиненная кинопрограмма» и все равно рубль выжимали. 

На «удлиненную кинопрограмму» плевались все. Сейчас я понимаю, что дело это было в общем неплохое. Шанс познакомить зрителей с работами студии «Дебют», собрать какую-то денежку на следующие запуски молодых режиссеров, данная система предоставляла. Другое дело, что внедряли ее чересчур насильно, привязывая к самым хитовым картинам. Помню, я даже поставил задачу посмотреть «Крокодила Данди-2» без «нагрузки». Думаете, удалось? Премьерные показы в «России» шли с удлиненкой. Первым экраном картина прошла по Дегунину в «Ереване» и «Комсомольце» с удлиненкой. Я дождался показа вторым экраном в захудалом кинотеатре «Волга», но и там на удлиненку попал. 

Клянчить у родителей на кино теперь приходилось пятерку. Идешь ведь с подружкой. 2-80 отдай за билеты (по рублю может и не быть). И чтобы не повторять коллизий зощенковской «Аристократки» на буфет отложи два рубля, - дама может захотеть не просто песочное пирожное «Колечко», а бутер с красной рыбой.

В общем, для меня, как неработающего школьника, кино стало даже не недельным, а месячным развлечением. 

И здесь мы сталкиваемся еще с одним фактором падения популярности кинотеатра, - уровень услуг, вернее, их отсутствие. 

Советский человек был удивительно непритязателен. Ему раздевалка в кинотеатре не требовалась даже в зимнее время, тем паче топили не всегда хорошо. Из развлечений кинотеатр предлагал только игровые автоматы в фойе, рассчитанные на школьный возраст да афиши на стенках. В буфете газировка, пироженки двух, если повезет, трех сортов, бутерброды с заветренным хлебом. Евтушенко верно подметил эту особенность: «Как стыдно одному ходить в кинотеатры!». С друзьями хоть потолкаться можно, анекдоты порассказывать, а одному в ожидании фильма только у стенки жаться.

Недаром, кинотеатры начали скоро искать способ расширения досуга, - где позволяло фойе проводили дискотеки. Отсюда и до автосалонов недалеко.

Дольше всех из кинотеатров моего детства держался «Ереван», благодаря киноконцертному залу, где перевыступали все значимые эстрадные артисты. Но и его судьба давным-давно под вопросом, который все никак не решится.

Вернется ли туда кино?


Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded 

dom_pod_goroy

September 25 2019, 19:43:16 UTC

В кино я ходил мало. Помню единственный раз , когда мы на один фильм сходили с сестрой два раза - это было "Подземелье ведьм" с Жигуновым и Караченцовым. Главный кинотеатр Макеевки, имени Кирова, располагал ещё фойе со всякими машинками, на которых можно было покататься. Позже в том здании был ночной клуб (в котором отмечался наш выпускной). Сейчас там - супермаркет.
В "Эре", тоже когда-то крупном кинотеатре - тоже супермаркет.
Ещё был крупный кинотеатр ВЛКСМ - вот он спустя много лет снова стал кинотеатром под названием "Союз". На данный момент единственный кинотеатр в нашем городе. Мы с дочкой иногда ходим туда на полнометражные мультфильмы. Он, конечно, не такой крутой, как в Донецке, но мы - непритязательные зрители.

Видеосалоны прошли как-то мимо меня. Когда мне было лет 9-10, у нас уже стали ловиться Макеевские, Донецкие и Краматорские кабельные телеканалы, на которых показывали всё подряд...
А свой видеомагнитофон у меня появился только в конце 1997 года, и тогда я начал собирать советскую киноклассику, в первую очередь Гайдая...
Интересно пишите.
А я вот поймала себя на мысли, что сейчас добротные кинотеатры, самые разные залы, приятное времяпрепровождение в ожидании сеанса, но... совершенно непривлекательные (для меня) отечественные фильмы и мультфильмы. В попытке подражать более (обьективно) интересному западному кино, как то растеряли нашу культурную идентичность. Напоминают они мне Ваш киноконцертный зал "Ереван". Вот и думаю, то ли режиссеры ниже среднего с актерами, то ли общество такое, ... как и кино.
В школьные годы я часто ходила в кино. В нашем районе был маленький кинотеатр третьей категории - по 35 коп. за односерийный фильм -на взрослые сеансы, после школы. Смотрели не только зарубежное кино, но и много советских фильмов - и приключенческие, и детективы, и фантастику, и мелодрамы. А с 1984 года я вышла на работу, стала независимым человеком )), в кино ходила еженедельно - это была обязательная культурная программа.)) Пересмотрела массу всего, что предлагал репертуар 80-х и начала 90-х - вплоть до развала. В видеосалоне побывала лишь однажды - смотрела Унесенных ветром, но мне страшно не понравилось из-за дискомфортных условий просмотра.
А ведь и правда, для подростков в СССР , по крайней мере в позднее его время, ничего не снималось.
Детские фильмы снимать умели, всякие драмы для взрослых тоже. А подростку сходить было не на что, ну разве на комедию- эти "заходили" и подросткам. А боевичков с приключениями... ну да, "Пираты ХХ", "В зоне особого внимания"... Но таких было мало, и прямо скажем- не шедевры.
Но все же видики нанесли главный удар. А за ними ДВД и широкополосный интернет. Кстати, проблемы то начались не только у нас- и за границей тоже. Проще, и дешевле посмотреть по видаку, тем более, что пиратство процветало. И уцелело кино только потому, что спешно придумали технические фокусы, которых в видаках и телевизорах просто нет- долбанные сурраунды, повышенная четкость картинки, 3Д.
Это позволило кинематографам уцелеть+ сервис, да. Но прежних позиций кинотеатрам, похоже уже не отыграть.
А в видеосалонах перестроечных я так и не попал ни разу. Высокая стоимость сеансов+ недостаточно высокая мотивация эту высокую стоимость преодолевать.) Несколько рублей за сеанс! Не такой уж я заядлый киноман) Уж если появлялись лишние деньги- на мопед лучше отложить)
Видео-салоны прошли мимо меня. Кинотеатры опустели и начали закрываться в начал 90-х. Старая система кинопроката развалилась, новая - ещё не сформировалась. Появились самопальные кабельные каналы. Людям стало не до кино, видимо. Какое кино, когда зарплату не выплачивают месяцами или выдают гвоздями?..
все еще интереснее. Кто-то из боссов союза кинематорафистов - то ли Михалков, то ли Шахназаров - откровенно признавался в интервью, что после перестройки они увлеклись дележом наследства советского СК, совершенно забыв, что нужно заниматься прокатом. И потеряли все, когда снятые фильмы прокатывать оказалось негде.
Раз в жизни был в видеосалоне - в ожидании автобуса в ялте. А "придворными" кинотеатрами были зарядье, звезда, встреча, факел, перекоп, потом новороссийск и таджикистан прибавились. Иногда - алмаз и горизонт. Но и в "ереван" пару раз заносило...
может потому что Америка не пошла путём СССР, где рабочий класс контроллирует всё, в том числе мораль и культурную жизнь, строит мавзолеи вместо зданий и снимает пропагандонское дерьмо вместо фильмов? Кстати эта тенденция сохранилась до сих пор, здания еще хрен с ними, а вот кино и впрямь говно.

kinchevk

September 26 2019, 02:03:32 UTC

ПОЧЕМУ ЗАКРЫЛИСЬ КИНОТЕАТРЫ?

Всё дело в репертуаре. И он менялся каждый день. Вот и всё.

(https://fastpic.ru)
(https://fastpic.ru)
"Вот о причинах и поговорим."

Причины банальны.
а) пролетариат не интересуется искусством, а интересуется тем чтоб досыта жрать и вешать на стенах красивые ковры
б) после падения совка в страну хлынула вся эта западная "свобода" и людям хотелось "набить животы"
в) я сам помню, как у нас из кинотеатра "Енисей" , который находился на площади Свердлова, сделали вещевой рынок, где торговали абсолютно всем. Было ужасно ходить по этим обветшалым деревянным полам, говорящим о том, что здесь когда-то была культура. Такое чувство было что мы где-то в голодающей африканской Гане или типа того. Короче говоря мракобесие это все. Но людям изголодавшимся в совке хотелось жрать и более-менее сносно одеваться, их можно понять. Какое уж тут простите, нахуй, кино.
Глупости. Видеосалоны были набиты битком. Кабельное и спутниковое ТВ до появления IPTV как сыр в масле катались. Продажи видеодвоек зашкаливали. Видеопрокат был на каждом углу. Кассеты затирали до дыр. Ваши совковые кинотеатры, бывшие синекурой для дебилов, тупо не вписались в рынок не выдержав конкуренции.
Откуда автор взял слово гривенник? Никогда оно не употреблялось в быту. Я его только в книжках читал и то мне всегда казалось что оно было в ходу до 60-х годов.
В 80х не было никаких гривенников и пятиалтынных. Были десятчики, пятнадчики, двадцатчики.
Ну, смотря по тому, какой у кого быт..
И гривенник был - хулиганы просили "гривенник". И пятиалтынный. И "двугривенный" -
Галич еще пел: "тут двугривенный - там двугривенный, а где их взять?"
Эх-х.. Молодёжь..
Точно. Я того же возраста. Но я помню немножко совковых смотрибельных фильмов, кроме пиратов 20 века и одиночного плавания. Пограничный пес алый. Лунная радуга. Сказка странствий. Какие то детективы, где честные милиционеры ловили отдельных отщепенцев. Что то про человекообразных существ "отарков". Целый пласт фантастики, типа Москва кассиопея и Отроки во вселенной (я тогда не понимал какое это говно).
Киножурналы Хочу все знать и Фитиль тоде офигенны были.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →