Category:

ДЕНЬ УКРАИНСКОГО КИНО: ТОП-10 СОВЕТСКИХ ФИЛЬМОВ СТУДИИ ДОВЖЕНКО

Вторая суббота сентября объявлена Днем Украинского кино.

В 1980-ые ходила невеселая шутка, что, мол, кино бывает трех сортов, - наше, зарубежное и студии Довженко. 

Думаю, на Довженко ополчились как раз потому, что было непонятно, чего от студии ждать. Если ты шел на картину «Туркменфильма», то мог рассчитывать на боевик про басмачей в песках. Прибалты баловали детективами. А студия Довженко не имела четкого маркера. Можно было нарваться на крепкий жанровый фильм, унылую производственную драму, революционную пропаганду, авторский кинематограф.

Но факт остается фактом: у студии Довженко больше достижений чем, положим у «Беларусьфильма» (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/167661.html) Да что там говорить! Пытаясь отметить постом День национального кино Азербайджана я отступился, не в силах набрать даже пяток картин.

А у студии Довженко есть, что выбрать.

Выбирая, оговорюсь, - каждый режиссер представлен одной картиной.

Рассматриваем и телефильмы тоже.

Ограничиваемся советским временем.

Моя десятка самых забойных фильмов украинской студии Довженко такова. 

1. «ЗЕМЛЯ» (1930; РЕЖИССЕР: АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО)

Впечатляющий шедевр мирового кино рассказывает о неотвратимой поступи коллективизации. Поэтичное видение мира связано здесь с жестокостью, а патриархальные традиции переплетаются с новыми порядками. Лучшая картина Довженко не устарела до сих пор.

2. «РАДУГА» (1943; РЕЖИССЕР: МАРК ДОНСКОЙ)

Еще одна жестокая картина о нечеловеческих усилиях по становлению нового мира. Партизанка Костюк (Наталья Ужвий) выдерживает пытки гестапо и смерть новорожденного ребенка, пока некая Пуся (Нина Алисова) жрет шоколадки, ублажая немецкого офицера. В «Радуге» проявился украинский дуализм, где упрямая готовность стоять до последнего за свои принципы сочетается с желанием продаться хорошему хозяину. Но выбор сделан в пользу принципов.

«Радугу» с триумфом прокрутили в США, а итальянцы взяли Донского за образец, выпестывая неореализм.

3. «ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ» (1961; РЕЖИССЕР: ВИКТОР ИВАНОВ)

Я этой комедией раздражаюсь, но народ ее любит. История о пшюте, который бегает по Киеву за страшненькой с богатым приданным и за хорошенькой в плане секса, сделана аляповатыми, праздничными красками и до сих пор идет по телевизору, иногда даже в прайм-тайм.

4. «КОРОЛЕВА БЕНЗОКОЛОНКИ» (1962; РЕЖИССЕРЫ: АЛЕКСЕЙ МИШУРИН И НИКОЛАЙ ЛИТУС)

Комедия, также оставляющая меня равнодушным. Трио Румянцевой, Кожевникова (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/146885.html) и Белова очень нравится мне в «Неподдающихся», но в «Королеве бензоколонки» Кожевникова почти не видно за слоем грязи (он играет вечно чумазого хозяина кинопередвижки, — https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/196312.html), а Белов за несколько протекших с «Неподдающихся» лет погрузнел, растеряв львиную долю обаяния. Хороша по-прежнему Румянцева, а также буфетчица в исполнении Нонны Копержинской.

Незамысловатая простота истории про водителей и заправщицу, заставляет народ до сих пор приникать к телевизору, когда там показывают «Королеву бензоколонки».

5. «ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ» (1964; РЕЖИССЕР: СЕРГЕЙ ПАРАДЖАНОВ)

Самый вменяемый и смотрибельный фильм прославленного режиссера. Именно с «Теней забытых предков» началась слава Параджанова. Здесь наличествовал сюжет, хорошие актерские работы, гуцульский фольклор и еще не было съемок за ради самовыражения с игнором интересов широкого зрителя, что пышно расцвело  в «Цвете граната».

6. «СКАЗКА О МАЛЬЧИШЕ-КИБАЛЬЧИШЕ» (1964; РЕЖИССЕР: ЕВГЕНИЙ ШЕРСТОБИТОВ)

ВАХ, КАКИЕ БУРЖУИНЫ!
ВАХ, КАКИЕ БУРЖУИНЫ!

Само произведение Гайдара я любил не так, как фильм Евгения Шерстобитова. Почти все свои ленты этот режиссер детского кино снял на Довженко, высшей точки мастерства достигнув в экранизации сказа Гайдара. Битва с буржуинами, пройдошливый Плохиш, плакатная эстетика революции…

После начала банкования Егора Гайдара, победившего бабушек экономикой, фильм по творению его деда в телевизоре не очень частый гость.

7. «БУМБАРАШ» (1971; РЕЖИССЕРЫ: НИКОЛАЙ РАШЕЕВ И АРКАДИЙ НАРОДИЦКИЙ)

Развеселый мюзикл (опять же по Гайдару) о солдатике, которому «надоело воевать». Триумф Валерия Золотухина, которого будут кликать Бумбарашем всю оставшуюся жизнь. Песни Юлия Кима «Ходят кони» и «Журавль по небу летит» вошли в народный фольклор.

8. «РОЖДЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЕЙ» (1974-1977; РЕЖИССЕР: ГРИГОРИЙ КОХАН)

Десятисерийка о милиции стала главным свершением семейной пары Евгения Жарикова и Натальи Гвоздиковой. Путь рабочего парнишки основательно прослежен сквозь историю страны с 1917 до 1970-ых годов. Особенно любил я последние две серии, где шел чистый детектив.

«Рожденная революцией» благодаря частым показам стала фактом жизни большинства советских подростков 1980-ых. И телевидение крутит сериал до сих пор.

9. «В БОЙ ИДУТ ОДНИ «СТАРИКИ» (1974; РЕЖИССЕР: ЛЕОНИД БЫКОВ)

Актер Леонид Быков очень переживал незадавшуюся режиссерскую карьеру на «Ленфильме» и необходимость возвращения из столиц в родную гавань Украины. Но именно на киностудии Довженко после ряда неудач Быков обрел режиссерское лицо фильмом о летчиках-истребителях.

«Старики» стал лидером проката, а песня «Смуглянка» вернулась в широкий репертуар.

10. «ГРАЧИ» (1982; РЕЖИССЕР: КОНСТАНТИН ЕРШОВ)

Выбирая последнюю позицию между «Грачами» и «Полетами во сне и наяву» Романа Балаяна остановился на все же более известных «Грачах».

Один из создателей экранизации «Вия» Константин Ершов снял фильм о современных монстрах, для которых убить, раз плюнуть. На «Грачей» в СССР существовал ценз: «Дети до 16 лет не допускаются!» (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/164096.html)  Все мои одноклассники слышали о фильме, где «чуваки ментов убивают», но никто его не видел.

Фильм действительно реалистичный, с мощными актерскими работами Филатова и Шаповалова.

Такова моя десятка фильмов студии Довженко.

Кидайте ваши варианты, желательно с предложением какую ленту из моего списка выкинуть, ради ваших любимок. 

Может, договоримся.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

на ура пошел, каждую серию обсуждали в школе на всех переменах
и в школе все бредили нэцками ) //нэцками стали обзывать любые маленькие фигурки; позже, когда появились киндер-сюрпризы, я восхитился - вот чего нам не хватало для полного счастья тогда )

//жена говорит, что я ей Кроша-Фунтикова напоминаю - правильный зануда, к тому же рыжий и кудрявый... /был когда-то )/