Categories:

АКТЕР, НЕ ЛЮБИВШИЙ КИНО

13 сентября родился Марк Прудкин (1898-1994), актер, всю творческую жизнь истово прослуживший МХАТу, но оставшийся в памяти массового зрителя из-за парочки ролей в кино. 

Любимый же МХАТ неоднократно приносил Прудкину боль и творческую неудовлетворенность.

И все равно, даже год своего рождения – 1898 – актер считал знаменательным, ибо в год этот Станиславский и Немирович-Данченко договорились о создании МХТ.

С 1924 и до конца Прудкин служил в этом театре. Первую славу ему принесла роль Шервинского в легендарной постановке «Дни Турбиных» Булгакова. Открытки с Прудкиным в роли элегантного белого офицера заполонили киоски.

Тогда же Прудкин впервые забежал в кино. Именно забежал, исполнив парочку проходных, малозначимых ролей в таких фильмах как «Человек из ресторана» и «Седьмой спутник».

ПРУДКИН КРАЙНИЙ СПРАВА В "ДНЯХ ТУРБИНЫХ"
ПРУДКИН КРАЙНИЙ СПРАВА В "ДНЯХ ТУРБИНЫХ"

Сейчас сложно представить степень любви и ответственности, которую питали актеры по отношению к МХАТу. Разве способен нынче убить кого раздел любимого театра? Развал МХАТа не смогли пережить Леонид Харитонов (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/198788.html), Юрий Пузырев (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/123100.html)… а сколько было инфарктов, затаенной горечи, прямых истерик… не сосчитать.

Вот и Прудкину театр вымотал нервы.

Принято думать, что кризис МХАТа обозначился в 1960-ые, когда появилась «Таганка», «Современник», - более мобильные, острые студии. 

На самом деле, еще при жизни Станиславского начался застой, в полной мере проявившийся после войны. Это был застой репертуарный. Великие мхатовские актеры по разнарядке сверху были вынуждены кривляться в пьесах плагиатора Сурова (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/56439.html) Сын Прудкина Владимир вспоминал: 

«И я знаю, что отцу было стыдно говорить те слова со сцены, которые он был вынужден говорить, играть те роли, играть эти ходячие плакатные изображения. Это переживалось очень тяжело. Он очень страдал».

В итоге положение МХАТа стало беспокоить даже властей, поскольку театр был парадной вывеской для иностранцев. Переживали и мхатовские старожилы, составив заговор по замене худрука Бориса Ливанова на более молодого Олега Ефремова. Во главе заговорщиков встал Михаил Яншин, примкнул к нему Прудкин. Грибов, Кторов, Станицын держали сторону старого руководителя. 

Всеволод Шиловский вспоминал:

«МХАТ поехал на гастроли в Киев. Борис Ливанов сначала был с труппой, но через пару дней уехал в Москву. Как-то мы сидели за столом, обедали. Рядом с нашим столом был стол Прудкиных. Вдруг открываются двери, входит Борис Николаевич. Подходит к Марку Прудкину и со всего размаха бьет по столу, так, что подпрыгивает посуда. И очень громко говорит:

— Марк, ты предатель! Ты не меня предал, ты МХАТ предал. И трагедия в том, что МХАТ перестанет существовать. — Ливанов еще раз грохнул кулаком по столу и ушел».

Как показала история, - Ливанов оказался прав. Ефремов привел МХАТ к расколу и насколько раскол был обусловлен исторической необходимостью еще вопрос.

Но по отношению к старикам Ефремов поступил благородно, поставив для них спектакль «Соло для часов с боем». Там нашли отдушину и Яншин, и Грибов, и Андровская, и Станицын, и Прудкин.

ПРУДКИН КРАЙНИЙ СЛЕВА В "СОЛО ДЛЯ ЧАСОВ С БОЕМ"
ПРУДКИН КРАЙНИЙ СЛЕВА В "СОЛО ДЛЯ ЧАСОВ С БОЕМ"

И все же широкий зритель запомнил Прудкина благодаря кино. 

При этом Прудкин считал, будто кино противоречит самой сущности актера. Актер ведь должен постоянно репетировать, совершенствоваться, а в кино ты играешь, спутанный камерой, раз и навсегда. 

Еще в 1961 Прудкин воплотил на сцене Федора Павловича Карамазова. Естественно, Иван Пырьев, приступая к экранизации романа Достоевского, хотел Прудкина и никого больше. Начался период долгих переговоров, которые счастливо завершились явлением великого лицедея массовому зрителю. Прудкин выдержал роль с блеском, но кино не полюбил. 

"БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ"
"БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ"

Рассуждая о молодом поколении актеров, признавался:

«Во всяком случае, в кино мне до них далеко. Пока я вхожу в роль, пробую разные ракурсы, мои молодые партнёры с некоторым опозданием подбегают ко мне, спрашивают режиссёра, где встать, и пожалуйста – уже готовы сниматься. А потом просто фантастически озвучивают свои и чужие роли. Для меня это мука адова, а для них занятие вроде бы между прочим».

Дебютировав в кинематографе на 71-ом году жизни, Прудкин оказался ролями отнюдь не избалован. Только в 1976 ему выпала работа, безусловно, запоминающаяся. Марк Захаров позвал Прудкина в экранизацию «12 стульев» на роль архивариуса Коробейникова.

Потом Прудкин сыграл отца героя Андрея Миронова в заметной социальной комедии «Блондинка за углом». 

Что касается театра, в 1983 Прудкин исполнил роль Понтия Пилата в спектакле по «Мастеру и Маргарите». Режиссером выступил его сын.

Прудкин немного не дожил до ста лет, застав и раздел театра, и развал страны.

Старался об этом не говорить, пребывая в прошлом, где МХАТ оставался таким, каким он его, по счастью, застал.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded