ygashae_zvezdu

Categories:

АКТЕР, НЕ ЛЮБИВШИЙ КИНО

13 сентября родился Марк Прудкин (1898-1994), актер, всю творческую жизнь истово прослуживший МХАТу, но оставшийся в памяти массового зрителя из-за парочки ролей в кино. 

Любимый же МХАТ неоднократно приносил Прудкину боль и творческую неудовлетворенность.

И все равно, даже год своего рождения – 1898 – актер считал знаменательным, ибо в год этот Станиславский и Немирович-Данченко договорились о создании МХТ.

С 1924 и до конца Прудкин служил в этом театре. Первую славу ему принесла роль Шервинского в легендарной постановке «Дни Турбиных» Булгакова. Открытки с Прудкиным в роли элегантного белого офицера заполонили киоски.

Тогда же Прудкин впервые забежал в кино. Именно забежал, исполнив парочку проходных, малозначимых ролей в таких фильмах как «Человек из ресторана» и «Седьмой спутник».

ПРУДКИН КРАЙНИЙ СПРАВА В "ДНЯХ ТУРБИНЫХ"
ПРУДКИН КРАЙНИЙ СПРАВА В "ДНЯХ ТУРБИНЫХ"

Сейчас сложно представить степень любви и ответственности, которую питали актеры по отношению к МХАТу. Разве способен нынче убить кого раздел любимого театра? Развал МХАТа не смогли пережить Леонид Харитонов (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/198788.html), Юрий Пузырев (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/123100.html)… а сколько было инфарктов, затаенной горечи, прямых истерик… не сосчитать.

Вот и Прудкину театр вымотал нервы.

Принято думать, что кризис МХАТа обозначился в 1960-ые, когда появилась «Таганка», «Современник», - более мобильные, острые студии. 

На самом деле, еще при жизни Станиславского начался застой, в полной мере проявившийся после войны. Это был застой репертуарный. Великие мхатовские актеры по разнарядке сверху были вынуждены кривляться в пьесах плагиатора Сурова (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/56439.html) Сын Прудкина Владимир вспоминал: 

«И я знаю, что отцу было стыдно говорить те слова со сцены, которые он был вынужден говорить, играть те роли, играть эти ходячие плакатные изображения. Это переживалось очень тяжело. Он очень страдал».

В итоге положение МХАТа стало беспокоить даже властей, поскольку театр был парадной вывеской для иностранцев. Переживали и мхатовские старожилы, составив заговор по замене худрука Бориса Ливанова на более молодого Олега Ефремова. Во главе заговорщиков встал Михаил Яншин, примкнул к нему Прудкин. Грибов, Кторов, Станицын держали сторону старого руководителя. 

Всеволод Шиловский вспоминал:

«МХАТ поехал на гастроли в Киев. Борис Ливанов сначала был с труппой, но через пару дней уехал в Москву. Как-то мы сидели за столом, обедали. Рядом с нашим столом был стол Прудкиных. Вдруг открываются двери, входит Борис Николаевич. Подходит к Марку Прудкину и со всего размаха бьет по столу, так, что подпрыгивает посуда. И очень громко говорит:

— Марк, ты предатель! Ты не меня предал, ты МХАТ предал. И трагедия в том, что МХАТ перестанет существовать. — Ливанов еще раз грохнул кулаком по столу и ушел».

Как показала история, - Ливанов оказался прав. Ефремов привел МХАТ к расколу и насколько раскол был обусловлен исторической необходимостью еще вопрос.

Но по отношению к старикам Ефремов поступил благородно, поставив для них спектакль «Соло для часов с боем». Там нашли отдушину и Яншин, и Грибов, и Андровская, и Станицын, и Прудкин.

ПРУДКИН КРАЙНИЙ СЛЕВА В "СОЛО ДЛЯ ЧАСОВ С БОЕМ"
ПРУДКИН КРАЙНИЙ СЛЕВА В "СОЛО ДЛЯ ЧАСОВ С БОЕМ"

И все же широкий зритель запомнил Прудкина благодаря кино. 

При этом Прудкин считал, будто кино противоречит самой сущности актера. Актер ведь должен постоянно репетировать, совершенствоваться, а в кино ты играешь, спутанный камерой, раз и навсегда. 

Еще в 1961 Прудкин воплотил на сцене Федора Павловича Карамазова. Естественно, Иван Пырьев, приступая к экранизации романа Достоевского, хотел Прудкина и никого больше. Начался период долгих переговоров, которые счастливо завершились явлением великого лицедея массовому зрителю. Прудкин выдержал роль с блеском, но кино не полюбил. 

"БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ"
"БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ"

Рассуждая о молодом поколении актеров, признавался:

«Во всяком случае, в кино мне до них далеко. Пока я вхожу в роль, пробую разные ракурсы, мои молодые партнёры с некоторым опозданием подбегают ко мне, спрашивают режиссёра, где встать, и пожалуйста – уже готовы сниматься. А потом просто фантастически озвучивают свои и чужие роли. Для меня это мука адова, а для них занятие вроде бы между прочим».

Дебютировав в кинематографе на 71-ом году жизни, Прудкин оказался ролями отнюдь не избалован. Только в 1976 ему выпала работа, безусловно, запоминающаяся. Марк Захаров позвал Прудкина в экранизацию «12 стульев» на роль архивариуса Коробейникова.

Потом Прудкин сыграл отца героя Андрея Миронова в заметной социальной комедии «Блондинка за углом». 

Что касается театра, в 1983 Прудкин исполнил роль Понтия Пилата в спектакле по «Мастеру и Маргарите». Режиссером выступил его сын.

Прудкин немного не дожил до ста лет, застав и раздел театра, и развал страны.

Старался об этом не говорить, пребывая в прошлом, где МХАТ оставался таким, каким он его, по счастью, застал.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded