ygashae_zvezdu

Categories:

"ДУРЕМАР" В РУСОФИЛЬСКОМ ТРЕНДЕ

28 июля родился Владимир Басов (1923-1987), известный большинству, как актер, хотя во дипломе стояло у него «режиссер». 

Басов был безусловно правоверным режиссером, экранизатором текущих бестселлеров «Тишина» (по Бондареву), «Битва в пути» (по Николаевой), Щит и меч» (по Кожевникову). Лучшая же его работа «Дни Турбиных» по Булгакову.

А вот актером Басов был гротесковым, комедийным, его часто засовывали в эпизоды. 

Интересна работа Басова в мультипликации. 

О ней и поговорим.

Почему на Басова с его запоминающимся голосом так долго не обращали внимания мультипликаторы? Думаю, Басов был настолько занят, что откликался не на всякое предложение.

Первым кому удалось уговорить актера поработать за кадром, был режиссер Роман Давыдов. 

На личности Давыдова остановимся поподробнее, он того заслуживает.

Добившись успеха экранизацией киплинговского «Маугли», Давыдов, начинавший режиссерскую карьеру сказками «Колобок» и «Три медведя», вернулся к русской архаике. В 1975 он создал мульт «Детство Ратибора» по мотивам книжки Иванова «Русь изначальная». 

Русофильский тренд, ярко проявившийся в 1970-ые, свидетельствовал о приближающемся крахе коммунистической идеологии. Хрущев представлял  будущее, раздавая обещания установить коммунизм к 1980 году и показать по телеку последнего попа. Брежнев со товарищи слабо ориентировались в настоящем, а будущего откровенно боялись. Такие скрепы как Октябрь, Ленин, Партия работали все слабее, делаясь объектом равнодушия. 

Но нация не может без объединяющей идеи и, если нет будущего, обращается к прошлому. Простите, к какому прошлому? Там где царь, монархия? Такого чуда правительство допустить не могло, хотя встречались среди русофилов и монархисты, скажем, ныне третьестепенный, а тогда ходивший в дамках писатель Солоухин — https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/66854.html

Следовательно, монархия, которую отменила еще Октябрьская революция, не проханже (за исключением Петра Первого). Значит, уходим вглубь веков да на лоно природы. «Русь изначальная», «Ярослав Мудрый», «Ярославна – королева Франции», «Василий Буслаев», «Россия молодая», «В начале славных дел» - это в кино.

В мультипликации самым последовательным проводником величия Руси стал Роман Давыдов. Именно он в 1975 году и привел на «Союзмультфильм» Владимира Басова. 

Басов дебютировал в мульте «Василиса Микулишна», заговорив голосом князя Владимира. На мой взгляд, это одна из лучших работ Давыдова в русской тематике, вводящая малоизвестную былину в широкий обиход. Здесь он не забыл о зрителе, как это случилось в поздних пафосных, но анемичных работах типа «Лебеди Непрядвы».

А вот мульт Давыдова «Храбрец-удалец», где Басов говорил за колдуна, не желающего отдать дочь за храбреца-удальца, понравился значительно меньше, хотя именно его я посмотреть мечтал, столкнувшись вот с такой книжечкой.

Третья совместная работа Басова и Давыдова была сказкой «Мальчик-с-пальчик». Актер озвучил барина. Я посмотрел этот мультфильм в десятилетнем возрасте, а рассчитан он на возраст помладше. Естественно, не впечатлился.

В 1978 году Басов, наконец, перешел в другие режиссерские руки. Владимир Пекарь тоже потрудился на ниве русского фольклора, будучи автором таких мультов как «По щучьему велению», а, главное, «Василиса Прекрасная» (1977). Но в 1978 году Пекарь увлекся рисунками древних перуанцев и начал серию «Легенды перуанских индейцев». В его мультфильме Басов проговорил текст от автора.

Отработав у Пекаря, Басов последний раз вернулся к Давыдову, снимающего свою самую зрительскую, смотрибельную русскую сказку «Последняя невеста Змея Горыныча». Сюжетного драйва борьбы со злом там было поболе, чем в «Василисе Микулишне», а финальная схватка Ивана со Змеем Горынычем (его и озвучивал Басов) представляла собой суперзрелище. 

Работа Басова с Давыдовым была закончена, а в мультипликации нет. В 1981 он столкнулся с Натаном Лернером. Тот прославился мультами в серии «Приключения Мюнхгаузена» и «Муком - скороходом». В 1980-ые Лернер заигрался в куклы, сделав дилогию про чертенка, не желающего учиться злым вещам (аналог «Маленькой Бабы Яги»). В мультфильмах «Шиворот-навыворот» и «Чертенок № 13» Басов подарил голос учителю чертей.

УЧИТЕЛЬ ДАЖЕ ВНЕШНЕ НА БАСОВА СМАХИВАЛ
УЧИТЕЛЬ ДАЖЕ ВНЕШНЕ НА БАСОВА СМАХИВАЛ

В 1983 Басов озвучил Деда Мороза у Александра Татарского в «Новогодней песенке Деда Мороза». Для Татарского это лишь четырехминутное упражнение на новогоднюю тематику, которую он отточил на «Падал прошлогодний снег», а для Басова последняя работа в мультипликации.

Смерть Басова в 1987 прошла тихо-тихо, узнал о ней чуть ли не через год и то случайно.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded