ygashae_zvezdu Golden Entry

Category:

НИМФЕТКА ПРОТИВ ДОКТОРА

2 июля скончался Владимир Набоков (1899-1977).

В России 1990-ых его чтила культурная прослойка, объявляя изысканного писателя последним русским классиком. У меня к Набокову прозаику и поэту  было отношение спокойное, без интереса. Я прочел «Лолиту» и «Машеньку», восхитился умению разделать под орех Чернышевского (в «Даре»), но вообще Набоков вызывал, скорее, скуку. А вот как литературоведа я его любил и  набоковские лекции по русской литературе вкупе с комментариями к «Евгению Онегину» заняли передний ряд в моей библиотеке. 

Для меня Набоков ценен не тогда, когда многоречиво хвалит Гоголя, а когда прет против течения, критикуя Тургенева и набрасываясь на Достоевского. Но если в случаях с русской классикой наличествовала рубка эстетическая, то противостояние Набокова с литературой советской было порой за гранью эстетики, вылезало много чего личного.

Особенно показательна реакция Набокова на роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго».

Пастернака Набоков старался не выпускать из вида, прикидывая на его примере жизнь и судьбу аполитичного литератора в Советской России; размышляя, что было бы с юношей Володей, не случись эмиграция вслед за родителями. Семья Пастернака ведь тоже эмигрировала, поэт, однако, предпочел остаться.

К поэзии Бориса Леонидовича Набоков по молодости лет пиетета не питал. Вот характеристика 1927 года из статьи в газете «Руль»:

«Восхищаться Пастернаком мудрено: плоховато он знает русский язык, неумело выражает свою мысль, а вовсе не глубиной и сложностью самой мысли объясняется непонятность многих его стихов. Не одно его стихотворенье вызывает у читателя восклицанье: «Экая, ей Богу, чепуха!»

Впоследствии, Набоков признается, - сборник Пастернака «Сестра моя – жизнь» входит в число любимых им книг.

Не знаю, когда именно прозвучало признание: до публикации «Доктора Живаго» или после. 

Конфликт Набокова с Пастернаком был односторонним. Одна сторона, помня о необходимости соблюдения добрых нравов литературы, изо всех сил пыталась сохранить лицо, но постоянно срывалась, а другая попросту находилась не в курсе этих срывов. 

Правда, никаких иллюзий по поводу Набокова Пастернак не питал. При передаче рукописи «Доктора Живаго» на Запад сразу возникла кандидатура Набокова как переводчика. Пастернак сказал: «Ничего не получится; он слишком завидует моему жалкому положению в этой стране, чтобы сделать это как следует».

Драматургичен также факт, что первым предложил издать «Доктора Живаго»  двоюродный брат Набокова Николай, занимающий пост президента Конгресса за Свободу культуры. 

«Доктор Живаго» появился на книжном рынке в 1958, когда список американских бестселлеров возглавляла «Лолита» Набокова. 

И все завертелось. Пастернак получил Нобелевскую премию, в СССР поднялся несусветный скандал, поэт от премии отказался… Все это подогревало интерес к достаточно сложному роману. «Доктор Живаго» вытеснил набоковский шедевр сначала на второе место, а месяца через полтора «Лолита» из списка бестселлеров исчезла совсем, меж тем, как «Живаго» остался. Вера Набокова заносит в дневник:

«Коммунисты преуспели в пропихивании своей низкосортной стряпни в клуб «Лауреатов Нобелевской премии» – посредством чистого притворства, будто оно «незаконно вывезено» из СССР! Массовый психоз идиотов, предводимых прокоммунистически настроенными подлецами».

В данном случае, Вера выразила мнение Набокова.

СУПРУГИ НАБОКОВЫ НА ОХОТЕ
СУПРУГИ НАБОКОВЫ НА ОХОТЕ

Сам Набоков публично молчит, дабы не смыкаться с советскими писателями, устроившими Пастернаку аутодафе. Он отказывается написать разгромную рецензию на «Доктора Живаго» в журнал «Репортер». Но также отказывается принять участие в сборнике в поддержку Пастернака, заявив издателю Роману Гринбергу, что года через полтора «опальный» Пастернак навестит Америку, делегированный советскими властями. 

Прорывает Набокова в частной переписке. В письме Глебу Струве летом 1959:

«Хотел бы я знать, какой идиот мог Вам сказать, что я усмотрел «антисемитизм» в «Докторе Живаго»! Мне нет дела до «идейности» плохого провинциального романа – но как русских интеллигентов не коробит от сведения на нет Февральской революции и раздувания Октября (чему, собственно говоря, Живаго обрадовался, читая под бутафорским снегом о победе советов в газетном листке?), и как Вас-то, верующего православного, не тошнит от докторского нарочито церковно-лубочно-блинного духа? «Зима выдалась снежная, на св. Пафнутия ударил превеликий мороз» (цитирую по памяти). У другого Бориса (Зайцева) все это выходило лучше»

А вот пассаж из письма Роману Гринбергу:

«Ты пишешь о «Докторе Живаго». На мой вкус это – неуклюжая и глупая книга, мелодраматическая дрянь, фальшивая исторически, психологически и мистически, полная пошлейших приемчиков (совпадения, встречи, одинаковые ладонки)»

ОМАР ШАРИФ В РОЛИ "ДОКТОРА ЖИВАГО"
ОМАР ШАРИФ В РОЛИ "ДОКТОРА ЖИВАГО"

Участие во втором пастернаковском сборнике Гринберга Набоков решил принять. Право, лучше бы он этого не делал. 

Затравленный Пастернак выдал стихотворение «Нобелевская премия».

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Автор «Лолиты» родил своеобразный ответ, Гринбергом опубликованный:

Какое сделал я дурное дело,
и я ли развратитель и злодей,
я, заставляющий мечтать мир целый
о бедной девочке моей?
 

О, знаю я, меня боятся люди,
и жгут таких, как я, за волшебство,
и, как от яда в полом изумруде,
мрут от искусства моего.
 

Но как забавно, что в конце абзаца,
корректору и веку вопреки,
тень русской ветки будет колебаться
на мраморе моей руки. 

Мог ли Набокову не нравиться роман? Да запросто. Мне он тоже не нравится. Однако, к чему такое пристальное отрицательное внимание на протяжении десятилетия с лишним? 

Набоков считал, что успех «Живаго» порожден внелитературными обстоятельствами? Так ведь «Лолита» попала в список тоже не за художественную ткань. 

И позвольте все же иметь свое мнение об Октябрьской революции человеку, который испытал прелести и недостатки ее результатов на собственной шкуре.

Нет, как хотите, а в данном из претендовавшего десятилетия на Нобелевку Набокова вылезает таящийся, увы, в каждом писателе, личный Сальери.

Пастернак умер в 1960 году, и Набоков счел возможным вынести суждения о раздражавшем романе в общественное пространство.

В «Постскриптуме к русскому изданию» «Лолиты» он ухмыльнулся:

«Не знаю, кого сейчас особенно чтят в России — кажется, Гемингвея, современного заместителя Майн-Рида, да ничтожных Фолкнера и Сартра, этих баловней западной буржуазии. Зарубежные же русские запоем читают советские романы, увлекаясь картонными тихими донцами на картонных же хвостах-подставках или тем лирическим доктором с лубочно-мистическими позывами, мещанскими оборотами речи и чаровницей из Чарской, который принес советскому правительству столько доброй иностранной валюты».

Вот насчет пассажа о валюте подробнее. 

Набоков думал, что успех Пастернака это проект советских спецслужб. 

«Советский официоз подверг роман Пастернака лицемерным нападкам для того чтобы тиражи зарубежных изданий постоянно росли, а выручку прикарманить и тратить на пропаганду, которые советские власти вели за рубежом». 

Продвигая сию мульку он глядел не туда. Уже в наше время вышла работа Ивана Толстого, документально доказывающая, что публикация романа Пастернака инициирована ЦРУ. 

СЬЮ ЛАЙОН В РОЛИ ЛОЛИТЫ
СЬЮ ЛАЙОН В РОЛИ ЛОЛИТЫ

Закончил же Набоков борьбу с Пастернаком тем же, чем начал, сравнением поэта с Бенедиктовым. Вражда закольцевалась.

В 1970 году увидела свет эпиграмма:

Его обороты, эпитеты, дикция,

стереотипность его -

всё в нем выдает со стихом Бенедиктова

свое роковое родство.

Что ж, прошло время и у многих на книжной полке «Лолита» соседствует с «Доктором Живаго». Это нормально. Мирские недоразумения преходящи.

Только литература вечна.

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded 

С завистью в своей душе вообще надо бороться, а уж в публичное пространство ее допускать вообще нельзя. В данном случае даже лицемерие лучше.
Насчет достоинств романа Набоков немножко прав. И имел право высказать свое мнение о художественном произведении.
А вот поливать лично Пастернака грязью, обвинять в гебизме без каких-либо доказательств, да ещё и делать это с безопасного расстояния - ну очень подло. Зависть.
Я не очень люблю Набокова, хоть и читал. Слишком он сноб и вымученно академичен. Стихи его ужасны. Стыдно такое даже читать – графоманство чистой воды.
А вот роман Пастернака с удовольствием перечитывал раз 5 наверное и стихи его обожаю.
А я люблю "Дар" и "Другие берега" Набокова. И другие вещи читала, а "Доктора Живаго" Пастернака с трудом осилила. Набоков имел право не любить коллегу. В этой среде всё как у людей.
Право имел. Не имел право скрывать личную, в том числе, материальную (недопроданные экземпляры "Лолиты", просвистевшая мимо "Нобелевка") задетость под маской "Мнение о романе".
"Лолита" - отличный учебник по женским манипуляциям, стоило бы проходить в школе.
А "Доктор Живаго" - вообще не помню, о чем там.
Все-таки физиогномика верная наука. Глядя на лицо, человека, нанизывающего бабочек на иголку, понимаешь, что это типичное лицо латентного извращенца.
Вам не кажется, что соперничество Набокова и Пастернака глубже, чем зависть к Нобелевке и падения продаж "Лолиты"? И слоев там несколько. Лара в начале романа "доктор Живаго" очень уж похожа на Лолиту. Текстом подтвердить не возьмусь, это большая работа, но порочная девочка, развращенная до героя - перекличек там много. Просто Лара - это русская, а не американская Лолита, обе довольно противны на мой взгляд. Корни обеих лолит не в сексуальных извращениях их авторов, а в том, что они дети "серебряного века", порочного, обольстительного и так никогда не вышедшего из возраста нимфетки - в России все обрубила революция, в Европе - фашизм. А им оставила какую-то странную, порочную любовь к подломленному бутону.
Раздражение Набокова православием Пастернака мне очень понятно. У Пастернака православие неофита, выкреста. Человек, выросший в традиционно-православной культуре, ее не афиширует, просто потому что не замечает. Ну не будете ведь вы каждый день радоваться, что вы сидите за столом, а не на полу по-японски, едите вилкой, а не палочками и на пасху у вас кулич - это просто традиция, да подумать хорошо - вполне языческая традиция, как блины. Какие у Христа в Палестине куличи, блины и крашенные яйца? Какой русский дворянин с европейским образованием знает св. Пафнутия? Набоков никогда не был антисемитом, но выкрестов он не любил, и имел для этого все основания. Он не опускался до солженицынской оценки и не утверждал, что революцию в России сделали евреи, но после торжества фашизма в Европе, в отказе от еврейства видел предательство. Он и в Америку уехал из Европы ради жены Веры, он-то ничем перед немцами не рисковал - русский аристократ. К тому же Набоков в политических взглядах был очень последователен, разделял идеи отца, и охотнорядский лубок, и "православие, самодержавие, народность" были ему противны. Особенно потому, что по рождению, он вполне принадлежал и к православию, и к самодержавию, а лубок, св. Пафнутия и Охотный ряд с детства не любил. Завидовал ли Набоков судьбе Пастернака, а Пастернак - судьбе Набокова? Только гипотетически. Тот век представлял совершенно отвратительный выбор, между кошмарным ужасом и ужасным кошмаром. Оба умерли в своей постели, хоть тут повезло.
вот,вот, вы прямо в точку попали!

Кстати, Набоков же не совсем своей смертью умер))
ну, как бы...
он упал и повредил ногу, что ли. В гораз лазил за бабочками своими, идиот.
Ну и вовремя не спали. а когда стали лечить, то кабзда настала.
Врачи сыну так и не сказали правды.

Доктор Живаго действительно плохая книга, Белая гвардия того же Булгакова намного сильнее и мощнее. Сам Набоков скучноват.
Согласна с вашим мнением о «Доктор Живаго», с трудом осилил только потому, что вроде бы как бы каждый думающий человек в то время должен был.

cambria_1919

July 3 2019, 07:19:56 UTC

Нельзя сказать, что Набоков очень уж зацикливался на Пастернаке.
Он вообще никого из литераторов не любил. Кроме себя.
Был полнейшим и откровенным эгоцентриком. Большинство писателей таковы, только вслух не говорят.
Но зачем заниматься этим делом, если кто-то уже делает то же блестяще?

И почему Сальери?
Набоков завидовал таланту Пастернака или кого-то иного?
Ни в малейшей степени.
Завидовал деньгам?
Денег имел, пожалуй, уже и побольше.

Нобель был в те времена очень важен. Возбуждал страсти. Чего стоят бодания на пороге номинаций Бунина и Мережковского.
"Лолита", кстати, не имела ни малейших шансов на Нобеля по самой своей сути, по её сюжету. Во многих странах вообще была запрещена как порнография.
Набоков это понимал.
Выдвигали его на Нобеля только в 1963 -1965 году (получили грек Сеферис, Сартр и Шолохов, которым тоже досталось от Набокова на орехи).
Потому его раздражало скорее раздутое внимание к роману Пастернака. Кино и пр.

Больших романов, кстати же, писать не умели оба.
"Ада" Набокова столь же громоздка и нелепа, как "Живаго", хотя сделана тоже из чистого золота стиля.

В политике Набоков был редкостно примитивен и туп - сказалась семейная травма, гибель отца.
Мне Набокова читать скучно. Так же как Тургенева, который оказывается ему не нравился. Они на мой взгляд схожи своим мастерством в деталях и слабостью общей композиции. Умели как, но не знали о чём. Сейчас тоже есть такие писатели.
Фолкнер ему не хорош. Похоже, Набоков считал себя современником Гоголя.
"Доктор Живаго" в жанре большого русского семейного романа заметно проигрывает "Жизни Клима Самгина", "Хождению по мукам" и трилогии Алданова "Ключ. Бегство. Пещера". Зато стихи, проложенные к роману, великолепны. Пастернак отличный поэт и посредственный прозаик. Как, например, А.К. Толстой.
По моему мнению крупнейший русский прозаик середины 20 века это Марк Алданов.
Два сапога - пара, разве что Набоков отличался тем, что получил с рождения аристократическое воспитание, гентетику и образование. С таким-то багажом делать то, что он делал как два перста об асфальт )))
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →