Categories:

МЕЖ ДЕТЬМИ И МАЯКОВСКИМ

"ШЕСТЬ ИВАНОВ - ШЕСТЬ КАПИТАНОВ"
"ШЕСТЬ ИВАНОВ - ШЕСТЬ КАПИТАНОВ"

23 июня родился Анатолий Каранович (1911-1976), мультипликатор, который шел к успеху у зрителя очень долго.

Во-первых, Каранович попал на «Союзмультфильм» в возрасте 40+ и + сильный. 45 лет было ему.

Во-вторых, Каранович стоял у истоков кукольной мультипликации, и понадобилось около десяти лет на преодоление «болезни роста». Рисованные советские мульты вышли на достойный уровень сразу после войны, едва появилась возможность избавиться от черно-белого изображения. А вот с куклами дела обстояли не очень даже с технической точки зрения. Достаточно сравнить рисованные шедевры 1956 года «Двенадцать месяцев» и «Гадкий утенок» с кукольным дебютом Карановича «Сказка о попе и работнике его Балде» увидевшего свет тогда же. 

А в-третьих, Каранович вообще не ориентировался на детскую аудиторию. Международный успех он заслужил, сняв в соавторстве с Романом Качановым лирическую сказку «Влюбленное облако» (1959). Этот во многом авангардный мультфильм по произведениям Назыма Хикмета получил кучу призов и был отмечен ФИПРЕССИ. 

ВОТ В НЕЕ ОБЛАКО ВЛЮБИЛОСЬ
ВОТ В НЕЕ ОБЛАКО ВЛЮБИЛОСЬ

На заре 1960-ых Каранович сошелся с режиссером Сергеем Юткевичем, который старательно тащил в кино авангардные эксперименты поэта Маяковского, актуальные в годы молодости режиссера. В соавторстве с Юткевичем Каранович выпустил полнометражный мульт «Баня», примечательный тем, что текст там начитывали отец и дочь Райкины. Профессионалы утверждают, что «Баня» обновила язык кукольной мультипликации. Только зрителю до этого обновления дела не было. Как и до следующей работы Карановича объемного мульта «Песня летит по свету» (1965), повествующего об успехе «Подмосковных вечеров».

ЭТО ПОБЕДОНОСИКОВ, ЕСЛИ НЕ УЗНАЛИ
ЭТО ПОБЕДОНОСИКОВ, ЕСЛИ НЕ УЗНАЛИ

Только в 1967 году Каранович начал (пусть и недолго) работать на широкую зрительскую аудиторию. Сказка «Шесть Иванов - шесть капитанов» полюбилась детям. Сложнее с вышедшими тогда же «Приключениями барона Мюнхаузена», - помню свое разочарование: при ожидании «Павлин-мавлин… Не видишь мы кюшаем!» вдруг увидеть кукол Карановича… В общем, эту его работу забил успех рисованного Мюнхаузена Анатолия Солина и Натана Лернера.

ВЗРОСЛУЮ КНИЖКУ ЧИТАЕТ
ВЗРОСЛУЮ КНИЖКУ ЧИТАЕТ

Зато мультфильм «Отважный Робин Гуд» (1970) стал одним из моих любимых. Вообще благородный разбойник из Шервуда для пацанов 1980-ых особый герой, благодаря фильмам «Стрелы Робин Гуда», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» и английскому телесериалу «Робин из Шервуда», показ трех серий которого в 1985 снес голову всем школьникам.

РОБИН VS. ШЕРИФ
РОБИН VS. ШЕРИФ

Казалось, Каранович занял свою нишу в детской мультипликации, но добившись успеха, он тут же вступил в воды, где уже побывал. Режиссер опять стакнулся с Юткевичем, чтобы перетолмачивать Маяковского. Он выпустил свою версию «Кем быть?», а совместно с Юткевичем срежиссировал телефильм «Ильинский о Маяковском», но, главное, оригинальную сверх меры картину «Маяковский смеется», - безумный авторский коллаж из игровых сцен и мультипликации.

Последним мультом Карановича стала экранизация симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк».

В 1976 Анатолий Каранович ушел из жизни.

Детские его мультфильмы телевидение крутит до сих пор, а профессионалы расхваливают «Баню» и «Маяковский смеется».