ygashae_zvezdu

Category:

ВАЛЕНТИН ПОПОВ: ЗАГНАННЫЙ КИНОРЕЖИССУРОЙ ДО СМЕРТИ

30 мая родился Валентин Попов (1936-1991), актер одной звездной роли, самоубийственно переквалифицировавшийся в кинорежиссеры.

Карьера Попова началась в Народном театре ЗиЛа, на сцене которого увидел его режиссер Марлен Хуциев. Высокий, обаятельный блондин запомнился Марлену. Он раздумывал занять парня в фильме «Весна на Заречной улице». Тогда не сложилось.

Учился Попов в Школе-студии МХАТ на одном курсе с Владимиром Высоцким и Валентином Никулиным.  

Высоцковед Марк Цыбульский в одной из своих статей приводит эпиграмму Высоцкого:

 В группе есть у нас Ялович
Длинный, тонкий, длинноносый.
В.Попов (но не попович)
Полный, маленький, курносый.
 

Судить о людях можно по походке.
Так, например, сказать могу я вам,
Что В.Попов пристрастен очень к водке,
Мочалов – хищник, Вильдан – хулиган.

СЛЕВА НАПРАВО: ПОПОВ, ВЫСОЦКИЙ, НИКУЛИН, ПОРТЕР
СЛЕВА НАПРАВО: ПОПОВ, ВЫСОЦКИЙ, НИКУЛИН, ПОРТЕР

Едва Валентин закончил училище, в его жизни появился Хуциев с замыслом фильма «Застава Ильича». Он получил главную роль — Сергея Журавлева.

Фильм снимался сложно (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/6201.html), привлек критическое внимание Хрущева, резался, переснимался, стал в итоге, ИМХО, самым значимым документом оттепели, зафиксировав конец надежд, сползание страны в непонятку застоя. 

Не будем сейчас оценивать картину, разговор только о Попове.

«Застава Ильича», увидевшая экран под названием «Мне двадцать лет», вызвала волну дискуссий, где критики досталось и исполнителю главной роли. Отмечали плакатность, инфантильность, заторможенность Попова особенно на фоне Станислава Любшина и Николая Губенко. Но ведь Попов играл самого положительного героя, а это всегда подразумевает сдерживающую палитру. Неизвестно, что стало бы с фильмом, надели Хуциев Журавлева чертами энергичного фрондера. В конце концов, именно Валентина на МКФ в Венеции отметил журнал «Cinema Nuovo», вручив ему приз за исполнение главной мужской роли.

ПОПОВ, ЛЮБШИН И ГУБЕНКО В "ЗАСТАВЕ ИЛЬИЧА"
ПОПОВ, ЛЮБШИН И ГУБЕНКО В "ЗАСТАВЕ ИЛЬИЧА"

Съемки породили у Попова убеждение, что он тоже может сесть в режиссерское кресло и будет там уместен. Актерская профессия Валентина разочаровала. Простои в труппах «Современника» и театра на Малой Бронной заставляли искать другие пути самовыражения.

Профессию Попов сменил опрометчиво, - у него был талант, но не оказалось иммунитета противостоять людям и судьбе. Возможно, в качестве режиссера его ждала театральная сцена, а не сложное, требующее стрессоустойчивости кинопроизводство. 

Почти все мемуаристы отмечают доброту Попова, как основную черту характера. А кинорежиссура она не про доброту. Она про диктаторскую ломку мира под свое видение.

В 1969 году Попов закончил режиссерский факультет ВГИКа. В качестве дипломной работы представил короткометражку «Зинка», наполненную звездными именами. Судите сами: сценарий написал Борис Можаев; сорежиссером выступила будущая постановщица «Гардемаринов» Светлана Дружинина; главные роли исполнили Виктория Федорова и Виталий Соломин.

Лучшая картина Попова — первый его полный метр «Бой с тенью», снятый в 1972 году.

Вот как эмоционально расценил его сценарист Олег Осетинский:

«Прелестнейший сценарий «Бой без тени» с волшебным женским характером, динамичнейшим сюжетом и оригинальной формой превратился у режиссера В. Попова в беспомощный научно-популярный бред про бокс под названием – «Бой с тенью»!..»

Осетинский славен тем, что в силу безнадежной пошлости мира никто не может совладать с его замыслами, - ни Савва Кулиш («Взлет»), ни Владимир Мотыль («Звезда пленительного счастья»), ни Александр Прошкин («Михайло Ломоносов»). Куда уж дебютанту Попову.

С точки зрения фабулы «Бой с тенью» представляет собой навязшую в зубах историю о зазнавшемся спортсмене, который на фоне быстрых успехов предает тренера и любимую девушку. Но Попов на этом пятачке делает историю про другое. Он показывает выжженность успеха, когда вскарабкавшийся на вершину боец понимает, что на вершине, куда он так стремился, ничего нету. 

Может быть, это самая исповедальная картина Попова и погорел он на том, что не смог увязать заявленный сценарием образ семнадцатилетнего юнца с кризисом среднего возраста. Взятый на главную роль Павел Сергеичев выглядит 25+ и все его заявления, что он только вчера закончил школу, не работают, тем паче и проблемы у парня экзистенциально не детские.

"СЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ, СЕМНАДЦАТЬ ВЕСЕН..."
"СЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ, СЕМНАДЦАТЬ ВЕСЕН..."

«Бой с тенью» прошел мимо зрителя. Вторую постановку на «Мосфильме» Валентину не дали. После нескольких лет простоя пришлось ехать на студию Довженко, ставить комедию на детскую тематику «Вы Петьку не видели?» (1975).

На третьей картине с Поповым произошла катастрофа. Драма о борьбе инспектора рыбнадзора с браконьерами «На новом месте» (1978) обещала успех, благодаря сценарию Артура Макарова (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/75985.html) и Жанне Прохоренко, которая играла в фильмах по его сценариям главные роли. Но Валентин не смог подобрать группу единомышленников. Работа в коллективе, где никто ни за что не отвечал, довела Попова до инфаркта. Доделывал «На новом месте» оператор Дмитрий Коржихин.

В 1982 году Попов возвратился на съемочную площадку. Мелодрама «Свидание с молодостью» с участием Кирилла Лаврова и Галины Польских, рассказывала о директоре крупного завода, который неожиданно узнает, что у него есть подросшая дочь. Этот фильм тоже заканчивал другой режиссер. Попова свалил инсульт. 

Снимать он больше не мог, получив третью группу инвалидности. 

Тридцать рублей пенсии, молодая жена (начинающая певица Большого театра), маленький сын…

Доконал Попова очередной инфаркт.

Умер он в 55 лет, не старым еще человеком.

Оставшись в памяти всех любителей кино Сергеем Журавлевым из «Заставы Ильича».


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded