ygashae_zvezdu

9 минут на прочтение

ЖЖ рекомендует
Категории:

"МАШИНА ВРЕМЕНИ" В СОВЕТСКИХ КИНОПРОЕКТАХ

27 мая исполняется 50 лет со дня создания группы «Машина времени».

Ее фантастической популярности я не застал, - в перестроечные времена, когда Макаревич со товарищи зазвучали отовсюду, это было уже не модно, воспринималось, как нафталин (шутка ли, - группе к тому времени 20 стукнуло). Пришли иные герои: Бутусов, Кинчев, Цой да хоть бы «Черный кофе».

Сам Макаревич признается:

«Одно из сильнейших разочарований постигло меня году в 87-м — это был год тотального выхода из подполья нашей рок-музыки. Ошалевшие от внезапной свободы рокеры … кинулись записывать альбомы, греметь по стадионам и изумлять заграницу. И мне казалось — вот он, момент истины, сейчас наш замордованный идеологией народ разует наконец-то уши и отвернется с негодованием от кастрированной советской вокально-инструментальной эстрады и двинется с песней за БГ или «Наутилусом».

И действительно, сам факт выхода из подполья (а вовсе не музыка) какое-то время вызывал общенародное изумление. Потом народ зевнул и потянулся к родному.

Нет, конечно, залы не опустели. Но мы-то ждали глобального поворота сознания».

Да, популярность «Машины времени» в немалой степени зависела от подполья. Первую половину 1980-ых их грамотно, как Высоцкого (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/175058.html), репрессировали: играйте, но не в Москве; пойте из всех магнитофонов, но пластинку на «Мелодии» не издадим и так далее. И все равно «Машину времени» счесть подпольной группой не позволяют элементарные факты: слишком во многих фильмах звучала их музыка.

Вот об этом и поговорим.

 Впервые группа засветилась в 1975 году у Георгия Данелия в фильме «Афоня».

Макаревич вспоминал:

«Я не мог себе представить, зачем мы понадобились Данелии, и воображение рисовало картинки самые причудливые.

Оказалось, все очень просто. В эпизоде на клубных танцах нужна была на заднем плане какая-нибудь группа — так сказать, типичный представитель. Только и всего. Там даже вроде бы снимался «Аракс», но потом у них что-то не сложилось. Надо сказать, я не расстроился: я считал за честь принести пользу Данелии в любом виде. Быстро была записана фонограмма песни «Ты и я» … Съемки прошли за один день (вернее, ночь).

Надо сказать, Данелия отнесся к нам очень уважительно и щепетильно: песня была у нас приобретена по всем законам, и спустя несколько месяцев я неожиданно для себя получил невероятную кучу денег — рублей пятьсот (случай для нашего отечественного кинопроизводства отнюдь не типичный). На эти деньги был приобретен в комиссионном магазине магнитофон «Грюндиг ТК-46», который долго потом заменял нам студию.

Что касается кино, то даже не помню, остались ли мы в кадре. Обрывки песни, кажется, звучат. Интересно было бы посмотреть».

Смотреть там нечего. Осталась лишь звучащая за кадром песня «Ты или я» (под нее Афоня танцует белый танец с мгновенно влюбившейся в него Катей Снегиревой). Кто в фильме засветился лицом так это группа «Аракс» с песней «Мемуары».

"АРАКС" В "АФОНЕ"
"АРАКС" В "АФОНЕ"

Следующий фильм «Душа» стал для Макаревича и К самым звездным. Музыканты там сыграли подыгрывающий певице Ротару ансамбль. В качестве вокалиста ансамбля выступил Михаил Боярский. В его исполнении прозвучали песни «Право» (подпевали Макаревич и Кутиков) и «Кого ты хотел удивить» (подпевал Кутиков). Ротару спела «Барьер», «Костер», «Путь» и «За тех, кто в море». В результате у «Машины времени» вышла пластинка с двумя песнями из фильма, а лица «машинистов» увидела вся страна. 

Но сам фильм оставляет желать лучшего. Именно на нем второй муж Аллы Пугачевой, а по совместительству режиссер Александр Стефанович, растерял свои профессиональные качества. 

Также не все поклонники «Машины времени» заценили альянс рок-группы с попсовыми артистами. Общее мнение выразил Борис Гребенщиков, задавшийся вопросом насколько ребятам можно после этого фильма верить.

В 1983 начал выходить мультсериал «Обезьянки» заглавную песню которого «В каждом маленьком ребенке…» исполнила «Машина времени» пригласив в солистки Оксану Шабину. За четыре года вышло 7 серий. Музыка этой песни стала визитной карточкой несчастного клавишника «Машины» Александра Зайцева (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/104561.html)

«Машинисты» продолжили сотрудничество с Шабиной. Песня «What is a love?» в дуэте Шабиной и Макаревича прозвучала в фильмах «Тайна черных дроздов» и «Двойной обгон».

Насыщенным для группы стал 1986 год. 

В «Курьере», где вообще был крутой саундтрек «Машина времени» исполнила песню «Гололед», но запомнилась не она, а вездесущая «Трава у дома» «Землян». 

В финале экранизации «Пятнадцатилетнего капитана» «Капитан «Пилигрима» (1986) прозвучала песня «Путь домой».

В детективе «Бармен из «Золотого якоря» «Оторвись от забот».

Но главное в 1986 Макаревич и специализирующийся на съеме звезд режиссер Стефанович затеяли фильм «Начни сначала» с Макаревичем в главной роли. Именно здесь, имхо, проявились истинные истоки творчества создателя «Машины», благо играл он не рок-музыканта, а барда. Мне всегда было легче представить Макаревича с гитаркой у костра, нежели прыгающим в сценическом дыму перед поклонниками.

«Начни сначала» мыслилась как житие таланта, который не «пущает» начальство, но любит девушка. В результате наспех слепленного сценария, той еще режиссуры и беззастенчивости утерявшего самокритичность Макаревича появилось малоприятное зрелище, вступающее в конфронтацию с исполняемыми песнями. Не верилось, что «Разговор в поезде», «Паузы», «Пока горит свеча» сочинил лощеный персонаж, лениво прогуливающийся по экрану. 

"НАЧНИ СНАЧАЛА"
"НАЧНИ СНАЧАЛА"

В хите Юрия Кары 1988 года «Воры в законе» прозвучали три песни «Машины времени» - «Кафе Лира», «Три окна» и «Наш дом», но запомнился фильм не песнями, а раскаленным утюгом на пузе цеховика. 

Тогда же вышла жесткая молодежная драма «Меня зовут Арлекино», где мелькнула композиция «Закрытые двери».

На излете СССР «Машина времени» подтвердила свой легендарный статус. Герои фильма «Стеклянный лабиринт» Марка Осепьяна — ПТУшники 1980 года - жизни без этой группы не представляют, она их сопровождает фоном. «Марионетки», «Поворот», «Закрытые двери»… Осепьяну не хватило китча, чтобы картина о разгроме младыми негодяями зоопарка стала такой же раскрученной, как «Воры в законе», «Меня зовут Арлекино» (а главную роль «Стеклянного лабиринта» исполнил «Арлекино» Фомин), «Авария – дочь мента». А еще Осепьян решил фильм в стильной черно-белой тематике, что популярности ему не прибавило. Да и вышла картина в феврале 1990, когда всем становилось не до кино. 

"СТЕКЛЯННЫЙ ЛАБИРИНТ"
"СТЕКЛЯННЫЙ ЛАБИРИНТ"

Как видим, звучала «Машина времени» весьма обильно.

Какое уж тут подполье.

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию

Ваш ответ будет скрыт