"МГМ" - "ОСКАР" ЗА "ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ ГОДА"
17 апреля 1924 года образована студия «МГМ», - та самая, со львенком на заставке. Хорошие ее дела остались в далеком прошлом. В 2010 «МГМ» объявила себя банкротом, но падение началось с разрушением студийной системы еще в 1960-ые.
В 1930-1940 годы не было студии богаче, крикливее, ярче. Глава Луис Майер, игнорируя астрономию, заявлял, что у него звезд, больше, чем на небе.
Статуэтки «Оскара» в номинации «Лучший фильм года» уходили к «МГМ».
Вот об этих картинах и напомним.
1. 1930 ГОД – «БРОДВЕЙСКАЯ МЕЛОДИЯ»
Первая звуковая картина, победившая в номинации «Лучший фильм», не то чтобы плохое зрелище, она просто безнадежно устарела визуально, а сюжетно не претендовала на свежесть изначально. Перипетии танцующих сестричек, за которыми ухлестывают мужчины, предсказуемы даже не гадалками.
Тем не менее, фильм Гарри Бомонта породил три продолжения с тем же названием «Бродвейская мелодия» к которому плюсовался год выхода (1936, 1938 и 1940). Если уж хотите подобного добра, лучше посмотреть вариант 1938 года, где бесподобно поет Джуди Гарленд.
А гениальный продюсер Ирвинг Тальберг получил свой первый «Оскар» из трех.
2. 1932 ГОД – «ГРАНД-ОТЕЛЬ»
А вот это в какой-то мере идеальное зрелище для тех, кто хочет оторваться от реальности, но фэнтези не любит. Сказ про проблемы богачей сходящихся в шикарных апартаментах «Гранд-отеля», поражает мастерской отделкой характеров и стильной режиссурой Эдмунда Гулдинга. Но главное, «МГМ», в лице продюсера Ирвинга Тальберга, не поскупилось на звезд. Где вы еще увидите вместе Грету Гарбо, Джоан Кроуфорд, братьев Лайонела и Джона Берриморов, Уоллеса Бири?
В реальности Великой Депрессии «Гранд-отель» стал хитом, как напоминание, что «Богатые тоже плачут» и нередко последними слезами.
3. 1936 – «МЯТЕЖ НА «БАУНТИ»
Идущая свыше двух часов вариация исторических событий противостояния жестокого капитана Уильяма Блая с экипажем корабля «Баунти». Тальберг потратил на съемки 2 000 000 гринов и фильм вышел стильным, помпезным, с прекрасными актерскими работами Чарльза Лоутона и Кларка Гейбла.
На данный момент эта красивая картина Фрэнка Ллойда кажется несколько затянутой, особенно по сравнению с другим хитом про морские приключения «Одиссея капитана Блада» студии «Уорнер Бразерс» или хитом декоративного воспроизведения прошлого «Дэвид Копперфильд» той же «МГМ». Все три фильма участвовали в оскаровской гонке 1936 года и выиграл, имхо, самый слабый.
4. 1937 – «ВЕЛИКИЙ ЗИГФЕЛЬД»
Первый «Оскар» за «Лучший фильм» студии «МГМ», к которому не имел отношения Ирвинг Тальберг.
Продюсер Хант Стромберг и режиссер Роберт Леонард представили трехчасовую версию биографии важнейшего для США шоумена Флоренса Зигфелда. Мимо «Оскаров» она никак прошкандылять не могла. В более позднем фильме «Безумства Зигфелда» ясно показано, что на небесах того света Зигфелд располагается выше, ладно бы такого же циркача Барнума, а то ведь и Уильяма Шекспира.
В фильме масса цирковых эффектов, налет ретро и актерские работы Луизы Райнер + частой экранной пары Уильяма Пауэлла и Мирны Лой (они вместе играли в популярной франшизе («Тонкий человек»).
5. 1940 – «УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ»
Этот апофеоз голливудского стиля в представлении не нуждается. Продюсер Дэвид Сэлзник, основав свою студию, скооперировался с «МГМ» для выпуска самой длинной картины, победившей в номинации «Лучший фильм».
Всего же «Оскаров» у «Ветров» восемь.
6. 1943 – «МИССИС МИНИВЕР»
В 1943 году эта дорогостоящая, нужная, но слишком прямолинейная картина получила шесть «Оскаров». Продюсер Сидни Фрэнклин, режиссер Уильям Уайлер и актриса Грир Гарсон ушли с церемонии со статуэтками.
Картина рассказывала, как в быт средней английской семьи врывается мировая война. Пафос ее, опять же, хорош, но слишком, повторюсь, прямолинеен. Следующая картина Уайлера «Лучшие годы нашей жизни» во всех отношениях предпочтительнее.
7. 1952 – «АМЕРИКАНЕЦ В ПАРИЖЕ»
Пришедшая эра телевидения заставила «МГМ» искать выход в борьбе за зрителя. Выход, кратковременный, правда, нашелся в красочных мюзиклах, широком формате и пеплумах. С ними связаны три последних «Оскара» «МГМ» в категории «Лучший фильм».
Главные фигуранты мюзиклов «МГМ» актер, хореограф и танцовщик Джин Келли, режиссер Винсент Миннелли, продюсер Артур Фрид, режиссер Стэнли Донен. К сожалению, последний оказался «Оскарами» обойден, хотя именно он снял лучший мюзикл «Поющие под дождем».
Что касается «Американца в Париже», если вы любите пляски и танцы, то это классическое зрелище для вас. Миннелли сделал его по мотивам симфонической поэмы Джорджа Гершвина.
Фильм взял шесть «Оскаров».
8. 1959 – «ЖИЖИ»
Еще один мюзикл, в основе которого роман Колетт с немудреным рецептом, как девушке лучше продаться. Продюсер Артур Фрид и режиссер Миннелли получили статуэтки. Всего же картина взяла 9 «Оскаров».
Славно «МГМ» гуляла напоследок.
9. 1960 - «БЕН-ГУР»
Очень славно гуляла.
Так получилось, что в момент образования главной задачей студии стало завершение проекта «Бен-Гур», в который предшественники мощно финансово вложились, сделав его самым дорогим фильмом немого кино. С успеха той экранизации и началась слава «МГМ».
Симптоматично, что последним «Оскаром» студии за «Лучший фильм» стала очередная экранизация истории иудея, сталкивающегося с Христом.
Эпический замах, гонки на колесницах, игра Чарльтона Хестона, режиссура Уильяма Уайлера обеспечила «Бен-Гуру» 11 «Оскаров».
Продюсер Сэм Цимбалист стал обладателем последней статуэтки в категории «Лучший фильм» студии, которая тридцать с лишним лет задавала моду голливудского кино.
Дальше начался закат…