Categories:

ЕЩЕ ОДИН ПЛЕННИК "НУ, ПОГОДИ!"

3 апреля родился Светозар Русаков (1923-2006), художник с парадоксальной творческой судьбой.

Самый громкий его проект мультсериал «Ну, погоди!» связывают с режиссером Котеночкиным (мы уже говорили, как повлиял на его судьбу успех сериала, — https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/91645.html), актерами Папановым (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/140500.html) и Румяновой (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/30148.html), сценаристами Курляндским, Хайтом и Камовым (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/155378.html), только не с художником-постановщиком Русаковым. 

А картины Светозара, зацените, кстати, какое несовременное имя дали ему родители в далеком и полном революционной романтики 1923 году, широкой публике неведомы. Выставка, которую художник планировал, называлась «Помимо», подразумевая целую жизнь вне попсовых Волка и Зайца.

В 1943 Русаков попал на фронт. Получил контузию, ранение, медали «За взятие Кенигсберга» и «Освобождение Праги», орден Славы. 

СВЕТОЗАР И АВТОПОРТРЕТ
СВЕТОЗАР И АВТОПОРТРЕТ

На «Союзмультфильм» попал после художественного факультета ВГИКа. Хотя свободных мест в штате не было, талантливого парня взял к себе ассистентом патриарх Иван Иванов-Вано (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/106325.html). У него же Светозар дебютировал в качестве художника-постановщика в прекраснейшем мультфильме «Приключения Буратино». Заслугой его стали выписанные декорации старинного итальянского городка (на персонажах работал другой гений – Петр Репкин).

Русаков вспоминал:

«Изначально художниками назначили Саркисяна и Козлова, но ребята в тот момент были… не совсем в рабочем состоянии. Это типичная русская «болезнь», которой на студии в разное время переболели все. Нам выписали командировку в Ялту – она «поближе» к Италии. Я, как ассистент, сделал довольно много набросков, фотографий, а ребятам было не до этого. Когда вернулись, я завалил режиссеров эскизами и набросками, а художникам нечего было показать. Они даже обиделись. И ушли с картины. А мы с Репкиным, конечно, постарались переделать Крым в Италию, тем более что это было несложно».

Следующий успех Светозара связан с Борисом Дежкиным (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/136186.html) Русаков рисовал первый его мультфильм с серийными персонажами команд «Метеор»  и «Вымпел» «Снежные дорожки» и второй, - популярнейшую «Шайбу! Шайбу!». На этом сотрудничество прервалось, поскольку, по словам Светозара «с Дежкиным можно было работать только в качестве декоратора. Он даже мультипликат на пятьдесят процентов выполнял сам». 

Разочарованием, обернувшимся счастьем, стал для Русакова мультфильм «Межа» (1967). Основанная на русском фольклоре история рассказывала о противостоянии солдата с царем и Змеем Горынычем. Русаков опустился с головой в былинный мир, картина планировалась полнометражной, но… сменилось два режиссера, прежде, чем третий смог доделать «Межу» придав мульту укороченный двадцатиминутный вид. Но этим третьим был Вячеслав Котеночкин, с которым Русаков в дальнейшем и сотрудничал.  

В 1969 они начали эпопею «Ну, погоди!».

Ее успех Светозар объяснял с профессиональной точки зрения:

«Если вы вспомните «Ну, погоди!», то увидите, что нет ни одной серии, которая по стилю, изобразительному решению повторяла бы предыдущую. Каждая создана в разных декорациях: море, стройка, Новый год, Олимпиада, пляж»

Волк и Заяц заполнили пространство огромной страны, не дав нормально развиться своим создателям, Котеночкину и Русакову. Зритель требовал новых серий, которые с каждым годом выдавать становилось сложнее. Русаков сломался и бросил сериал после 16-го выпуска, но на мой взгляд, бросать надо было на 13-ом. Это был выпуск, посвященный Олимпийским приключениям Волка и Зайца. После него последовал четырехгодичный перерыв, и возвращение получилось не ахти.

Расставшись с Котеночкиным, Русаков моментально оказался за порогом «Союзмультфильма». Его выдавили на пенсию.

Отрываясь от мультипликации, художник рисовал свое и на пенсии это занятие не бросил. Но первой персональной выставки дождался только в 80 лет, да и выставки скромной, в биологическом музее имени Тимирязева. Сам Русаков расценил ее как «предварительную».

И ЕЩЕ АВТОПОРТРЕТ
И ЕЩЕ АВТОПОРТРЕТ

До большой же выставки так и не дожил, уйдя за четыре месяца до открытия. Она оказалась посмертной, но с тех пор Москва увидела картины Русакова не раз. Увидели его картины и Прага с Парижем.

Но полное открытие этого художника впереди.

Будем на это надеяться...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded