ygashae_zvezdu (ygashae_zvezdu) wrote,
ygashae_zvezdu
ygashae_zvezdu

Category:

Самоубийца Есенин

Вопрос причин самоубийства Есенина должен решаться не столько литературоведами (они уже много сказали), сколько психиатрами. Давайте не забывать, что в Ленинград к петле «Англетера» поэт буквально бежал, прервав курс лечения в клинике профессора Ганнушкина. Вот и почитать бы больничные материалы, прокомментированные современным ученым. Только кто возьмется за такую работу?

Я же выскажу собственный взгляд на проблему самоубийства поэта, и спокойно приму ее критику. Поскольку истины в последней инстанции здесь быть не может. Каждый судит со своей колокольни, в силу воспитания, личных качеств и пристрастий.

Есенин пал жертвой громадного таланта, не приносящего материальных дивидендов.
Хотя стремился Есенин всегда к материальным дивидендам.
Что вы хотите от человека, который впитал крестьянскую психологию с кровью? А психология эта такова: у кого деньги, за тем и сила.


Вся стратегия поэтического поведения Есенина заключалась в выгодной смене имиджа.
Едва оказавшись в Петербурге, двадцатилетний парень сходится с Клюевым. Это было время интереса к деревне, панславизму, людям из народа. Только что прогремел Городецкий с поэтическим сборником «Ярь». Широко издавался Ремизов.
Есенин входит в компанию «мужиковствующих», о чем на склоне лет вспоминает не без ехидной злости. Он носит стихи, завязанными в деревенский платок; подпоясывается кушаком и может явиться в салон Гиппиус в валенках.

Игре в «пастушка» положила конец Октябрьская революция. Образ стал неуместен и даже смешон. Все наработанное (а Есенину уже приходилось читывать стихи императрице), пришлось отбросить.
Есенин сменил косоворотку на европейский пиджак, став одним из основателей ордена Имажинистов.
Имажинисты славились не столько стихами, сколько скандалами. Они расписывали стены монастыря, присваивали центральным московским улицам свои имена, триумфально выступали по стране.
Пошли деньги. Имажинисты владели кафе «Стойло Пегаса» и несколькими издательствами. У Есенина с товарищами оказалась практическая хватка.

С имажинизмом Есенина развела Айседора Дункан. Она же и заставила поэта надеть новую маску «хулигана». Черточки «хулигана» присутствовали и в «имажинисте», но то был «хулиган» веселый, эстрадный, задорный. Сойдясь с Дункан, Есенин нашел маску хулигана кабацкого, тяжелого, грубого и страдающего.
Почему так произошло?
Потому – что его впервые обвели вокруг пальца.
Добившись в России всего на тот момент возможного, Есенин ждал от романа с американской танцовщицей мировой славы и денег, много денег. Он всерьез полагал, покорить с ее помощью мир. Благо, что Дункан плела о каких-то сказочных замках.
Реальность же была такова: Дункан оказалась вышедшей в тираж танцовщицей, которая тоже планировала с помощью турне заработать.
Интерес к самолюбивому Есенину за границей ограничивался словами: «Молодой муж Айседоры Дункан» (разница между супругами 18 лет).
Поэт оказался оторванным от привычной среды, мучаемый языковым барьером и ненавистью русской эмиграции. Его стихи никого не интересовали.
Как следствие, тяга к бутылке и достижение внимания (без которого Есенин не мог) наиболее легким способом – прилюдной руганью и дракой.

Из-за границы приехал поломанный, готовый неврастеник.
И обнаружил, что жилья нет, друзья – имажинисты остепенились, с Дункан надо разводиться.
Последние годы это метания поэта в поисках угла. Сначала он ютился в комнате у Галины Бениславской. Затем вляпался в брак с внучкой Льва Толстого. Выматывающие отношения с нелюбимыми ради жилья.
Но вот, крестьянская психология, мало того, что сам не желает возвращаться в родное Константиново, так еще выписывает в угол Бениславской из деревни двух сестер.

Назревают и творческие проблемы: Есенин чувствует, что надо писать, какая маска будет востребована, но она ему не подходит! Хоть тресни!
Это маска советского поэта, которую Есенин именно что пытается напялить. «Баллада о двадцати шести». «Песнь о великом походе». «Капитан Земли». «Анна Снегина».

А попутно пишутся последние пронзительные стихи, уже без всякой маски.
Достигается высшее мастерство, знаменуя, тем не менее, жизненное поражение. Ни кола – ни двора. Собрание сочинений продано Госиздату и откуда брать деньги дальше непонятно. За настоящие стихи платить не будут, а писать другие предательство мастерства, которое столь долго оттачивал.
Сплошное разочарование и тоска.
Крушение идеалов.
Прибавьте сюда общую бесприютность, алкоголь, неврастению.
Готовый букет в небытие.

Мог ли Есенин остепениться?
Вряд ли.
Не дали бы.
Простая арифметика: имажинисты в массе своей прошли сквозь клубок сталинских репрессий невредимыми.
А вот крестьянских сподвижников Есенина, с которыми он предпринимал группировки до последних лет, порубили вчистую. Клюева. Клычкова. Орешина. Мужа есенинской сестры Наседкина. Есенинского ученика Приблудного. Ближайшего его последыша Павла Васильева.
Неужели б оставили в покое самого Есенина?
Только при условии предательства всех вышеназванных, громкого от них отречения.
И здесь уж как сказал Маяковский: «Лучше уж от  водки умереть…»
Tags: =, Есенин, литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments