ygashae_zvezdu

Category:

ПРОБЛЕМЫ КОМЕДИОГРАФА

8 января родился Константин Юдин (1896-1957), один из самых успешных советских режиссеров.

Жаль, что имя Юдина забыто не в пример именам других комедиографов, - Александрова, Пырьева, Гайдая. 

Ведь фильмы его идут и смотрятся до сих пор.

Как писала Людмила Целиковская, которую Юдин открыл в комедии «Сердца четырех»:

«Уже более двадцати лет нет Юдина (умер в 1957 г.), но мы с изумлением наблюдаем, как он становится нам с каждым годом все ближе, а талант его все ярче. Его фильмы по душе не только старшему поколению — они нравятся и молодым людям. Почему? Мне думается, что феномен К. К. Юдина прежде всего в нем самом. Он был очень искренним и чистым человеком, и сегодняшние зрители чувствуют это. В его фильмах, порой наивных, не всегда совершенных, есть его чистота, есть его душа — правдивая, самобытная, естественная. Он был очень далек от конъюнктуры, как говорил М. Пришвин, «не успел излукавиться».

И опять же у Пришвина я прочитала: «У каждого в жизни есть свой хомут, но важно, чтобы он был по плечу и не натирал шеи». У Константина Константиновича был хомут по плечу — он делал комедии, правда, иногда натирал себе шею».

Справедливости ради заметим, что шею себе Юдин натирал очень часто. Редкая его картина проходила на экран без проволочек. 

Первая слава Юдина была громкой, эстрадной. На него сбегались посмотреть великосветские дамочки, а их мужья делали ставки, надеясь на восемнадцатилетнем парне заработать. Такую славу Юдин поимел в качестве жокея московского ипподрома. 

Карьеру всепобедительного спортсмена отменила революция. Но Юдин продолжал держаться поближе к лошадям. Вступив в ряды Красной Армии, сражался на Северном Кавказе в рядах конных войск. 

Хорошее отношение Юдина к лошадям обеспечило ему покровительство Буденного и Ворошилова, а служба на Кавказе благосклонное внимание Берии. Оно Юдину еще понадобится и не раз.

В кино Константин оказался сравнительно поздно. Будучи старше Эйзенштейна, Кулешова, Александрова, «ФЭКСов» Юдин опоздал к веселому разделу экспериментов немого кино, отчего оказался в поколении режиссеров пришедших вслед за великими основателями советской кинематографии. Только в 36 лет закончил он ВГИК.

Закончив ВГИК, продолжил учебу на практике. Семь лет не мог Юдин добиться самостоятельной постановки.

Судьба связала Юдина с комедийным жанром. Он работал с Борисом Юрцевым, оригинальным постановщиком бытовых комедий. В 1935 Юрцев и Юдин сделали фильм «Мяч и сердце», на широкий экран не допущенным. Юрцева скоро посадили. Посадили и брата Константина оператора Николая Юдина. Мечты о собственной постановке пришлось законсервировать.

Юдин работал ассистентом на картинах других комедийщиков: Игоря Ильинского («Однажды летом»), Григория Александрова («Волга-Волга»).

Первый фильм Юдина вышел в 1939 и сразу стал популярным. Комедия «Девушка с характером» открыла новую звезду кинематографа Валентину Серову.

А вот на второй постановке «Сердца четырех» Юдина ждал трындец. Легкий водевиль с участием красноармейцев вызвал реплику идеолога Жданова:

«Красные командиры изображены наподобие душек-военных, которые занимаются ухаживанием, затем всякого рода услуги делают — безделье кругом. Разве это соответствует советской жизни? О чём это свидетельствует? Это свидетельствует о некотором опасном отрыве от действительности».

В связи с начавшейся войной отпускная комедия выглядела на экране неуместной. И не в красноармейцах дело. В реалиях второй половины 1941 года «Сердца четырех» показывали «СССР, который мы потеряли». Фильм  лег на полку. 

Что ж, время пошло «Сердцам четырех» только на пользу. Выйдя к зрителю накануне Победы, эта комедия до сих пор не потеряла своей прелести, воспринимаясь как исторический документ предвоенной идиллии, которая вот-вот вероломно будет нарушена.

Во время войны Юдин подошел к созданию серийного киногероя. 

И здесь ему опять не дали развернуться. 

В одном из «Боевых киносборников» появилась новелла Юдина «Антоша Рыбкин» про расторопного повара, который ловко объегоривает немцев. Этот «Боевой киносборник» передавал эстафету одного серийного героя другому, поскольку Борис Чирков (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/78565.html) в первой новелле играл принесшего ему славу Максима, а в следующей Антошу Рыбкина. 

В 1942 Юдин выпустил полный метр «Антоша Рыбкин». Фильм прошел с успехом, герой внедрялся в народ, Юдина завалили письмами с требованиями продолжения. Юдин получил орден Красного знамени, но продолжения ему снимать не дали, забраковав два сценария об Антоше.

1945 год Юдин встретил триумфатором (выпустили «Сердца четырех») и тут же все растерял, высунувшись с комедией «Близнецы», где всех положительных героев переиграл хамоватый начальник продовольственной базы в исполнении Михаила Жарова (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/156626.html). По сравнению с другими работами режиссера «Близнецы» действительно не айс, но народ-то картину смотрел. А критика ее раздолбала совершенно бандитски. 

После этого Юдин не снимал пять лет. 

На экран он вернулся, решив раз и навсегда завязать с бытовой комедией. Слишком энергетически затратным выходило огрызаться на обвинения в охаивании Советского народа: «Наши военные не целуются!», «Наши девушки не легкомысленные!», «Наши завмаги не воруют!»

Вспомнив любовь к лошадям, Юдин сделал героико-приключенческую картину «Смелые люди», которая дала второй старт популярности Сергею Гурзо (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/150402.html). Фильм стал лидером проката. Вернувший благоволение начальства режиссер получил Сталинскую премию. 

Решив упрочить успех, Юдин с его везучестью опять вляпался. Фильм «Застава в горах» о спецоперации американской разведки на территории Туркменистана мурыжили, ибо руководство отказывалось признавать наличие такого явления, как банды басмачей. Напрасно Юдин кивал на фильмы «Джульбарс» и «Тринадцать». «Заставу в горах» выпустили только в 1953 году. Лента Юдина опять побила рекорды посещаемости.

А режиссер опять затеял смену жанра, решив, что будет вольготнее чувствовать себя в экранизации классики. 

«Шведская спичка» по Чехову и экранизация водевиля «Лев Гурыч Синичкин» «На подмостках сцены» вышли отменными. Юдин замахнулся на постановку о делах минувших дней классикой неподкрепленных. 

Байопик об Иване Поддубном «Борец и клоун» стал для режиссера последним. Во время съемок осёл набросился на молодую актрису, Юдину пришлось ее заслонить. Животное прокусило Константину губу. Болевой шок сказался на сердце.  

Предчувствуя уход, Юдин завещал завершить съемки Борису Барнету. Тот выполнил волю друга. 

Не проходиит недели, чтобы по нашему ТВ не шел тот или иной фильм Юдина.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded