ygashae_zvezdu

Categories:

ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕКУ ВОЛК, А СОБАКА ЧЕЛОВЕКУ ДРУГ

В «Яндекс Дзен» рассказ о соперниках Аллы Пугачевой на эстрадном конкурсе 1974 года, где Примадонна заняла далеко не первое место: https://zen.yandex.ru/media/id/5af50a9d3c50f7143d325090/soperniki-molodoi-pevicy-ally-pugachevoi-5c2a39a0fefdcc00ae51b808?from=editor

2 января скончался Борис Вяткин (1913 – 1994), клоун милостью Божьей.

Он не настолько раскручен как троица Карандаш, Никулин и Попов. Тому есть причины. Вяткин – это только цирк, тогда как Карандаш стал нарицательным героем мультов и фильмов; популярность к Никулину пришла через киномаску Балбеса; Попова в качестве мирового лица Советского цирка совали в десятки развлекательных телепередач, а слава Вяткина упала на время, когда телевидение едва зарождалось.

Партнерами Вяткина выступали собачки, главной из которой стала Манюня. 

Ведь вдосталь навыступавшись с партнерами – людьми Вяткин пришел к выводу, что человек человеку - волк, а собака человеку друг.

Впервые предательство самого близкого человека Вяткин пережил в блаженном возрасте пяти лет. Легкомысленная мать бросила Бориса и его сестру Зою на престарелого отца и сбежала с красным кавалеристом. Девочку пришлось отдать в детский дом, а Бориса отец забрал с собой в деревню. 

Там Вяткин - старший женился еще раз, на свет появился мальчик. 

После смерти отца мачеха не смогла тянуть двоих детей. Борис подрабатывал, где придется.

В 1930 году его приняли на подхват в Новосибирский цирк.

Вяткин готовился стать силовым акробатом, много занимался, но случай все решил иначе. 

Гимнаст Николай Никольс в разгар сезона разругался с партнером, который оттенял его номер комическими ужимками. Вяткин, к тому времени чему-то научившийся, предложил в замену себя. 

Это была хорошая школа. Опытный Никольс после каждого выступления устраивал профессиональный разбор. С каждым месяцем Вяткин чувствовал себя на арене увереннее.

А потом учитель ученика предал, после того как едва не убил.

Профессиональное чутье отказало Никольсу, когда он сочетался браком и, ослепленный любовью, вознамерился ввести в номер жену. По его замыслу хрупкая девушка висела на трапеции и ловила Вяткина, коий сигал к ней в руки со второго яруса турника. Вяткин уже на репетициях видел, что девушка удерживает его чудом, но авторитарный Никольс настаивал. В результате жена руководителя номера Вяткина не удержала. Клоун упал с шестиметровой высоты, раздробив о манеж плечо.

Травма оказалась несовместимой с выступлениями. Что же сделал спровоцировавший данную ситуацию старший товарищ? Руководствуясь принципом «Шоу должно продолжаться!» он бросил Вяткина и нашел другого партнера.

Скоро у Вяткина тоже появился партнер. Борис начал выходить на арену с рыжим клоуном Михаилом Кульманом. Ребята выступали с проверенными, классическими репризами именуясь как «Чарли Чаплин и Гарольд Ллойд – знаменитые комики и акробаты-эксцентрики». 

Этот дуэт продержался недолго. 

Кульман привык закладывать за воротник и однажды, выйдя на арену подшофе, не удержал делающего стойку у него на руках Вяткина. Причем, обвинил в происшедшем Бориса, ведь тот, в полете посмел задеть его локтем по носу. За это Кульман влепил партнеру пощечину. Вяткин ответил кулаком.

Впоследствии, Кульман уйдет из цирка, и будет заведовать пивной в Иркутске. Но найдет силы вернуться на арену.

А Вяткин с 1934 года выступал с тем же репертуаром, но с другим партнером, - Алексеем Казаченко.

С ним он разойдется, поскольку решит бросить клоунаду, переключившись на акробатику ради физически сильной, но малоодаренной жены Галины. С 1939 жена и муж Вяткины выступали с акробатическими номерами.

Понятно, почему Вяткин так долго не мог добиться успеха, - он играл старый репертуар, который десятилетиями использовали другие клоуны. Только во время войны, выступая во фронтовых бригадах, Вяткин почувствовал, как важен в клоунаде принцип современности. Он взял на вооружение фишку: приезжая в часть узнавал перед концертом фамилии бойцов чем-либо прославившихся и искусно вплетал их в репризу. 

На Вяткина обратил внимание Эмиль Кио, на тот момент член худсовета циркового Главка. Он рекомендовал использовать Бориса в качестве коверного клоуна в больших городах.

С собачками Вяткин выступал уже на фронте, повторяя успех Карандаша с Кляксой. Собачка Вяткина поначалу называлась Крошкой, постепенно установилось имя Манюня. 

С 1947 имя Вяткина стало связываться с Ленинградским цирком. И тут его брак дал трещину. Бросая акробатику, Борис оставлял жену без работы. Ассистировать клоуну амбициозная дама гнушалась. Последовал развод. 

С тех пор до конца карьеры Вяткин выходил на арену с Манюней. За тридцать лет этих Манюнь у него перебывало восемь и не с одной он, в отличие от людей, не полаялся.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded