Category:

ТРАГЕДИЯ СТАЛИНА ЭКРАНА

21 декабря в день рождения Сталина умер Михаил Геловани (1893-1956), актер, ставший воплощением вождя на экране.

Драма его развивалась без малого лет двадцать и, право, сложно сказать, был ли Геловани за это время по-настоящему счастлив. Прессинг, под которым он находился, сменило тотальное равнодушие. И если Геловани расплатился, то я не понимаю, - за что? За что неплохой актер стал героем апокрифичных презрительных анекдотцев?

Скажем сразу, - в масштабах страны без роли Сталина Геловани никто, и не роль Сталина, якобы «не позволившая раскрыться», тому виной. Я не зря оговорился, - «в масштабах страны», поскольку на Кавказе высокий, представительный, обладающий нехилым баритоном актер котировался. Карьеру начал в Баку, продолжил в Батуми, Кутаиси, Тбилиси. 

В какой-то момент театру Геловани предпочел кино. На «Грузии - фильм» и «Арменфильме» буквально жил. Честно говоря, не знаю, - добирались ли фильмы с его участием до столичных кинотеатров. Это был продукт чисто регионального применения, полюбуйтесь на имена персонажей сыгранных Геловани: Бахви Пулава, Авалов, Турико, Ростом, Ломидзе, Кирилэ. 

А роли Геловани выпадали трагического плана. В трех фильмах его герои сходили с ума, в одном персонаж вешался. 

Фундамент своей, будь она неладна, славы Геловани заложил, вернувшись в Тбилисский театр имени Шота Руставели. В 1937 он сыграл Сталина в пьесе Шалвы Дадиани «Из искры…».

Сталин последний правитель СССР возбуждающий целую гамму чувств, в которых, однако, не было иронии. Даже враги не могли позволить по отношению к вождю низводящую того ухмылочку. В немалой степени это связано с крайне дозированным и всегда выверенным, парадным явлением Иосифа Виссарионовича народу. Вот он принимает парад, стоя на трибуне мавзолея; вот взирает с многометровых транспарантов… Эра телевидения еще не настала. 

Одна из причин, предопределивших падение Хрущева, лысенький и эмоциональный Никита Сергеевич встал перед телекамерами и все увидели, что над руководителем государства можно потешаться. Сталин себе такой ошибки не позволил. 

Облик вождя должен быть сакральным. 

Естественно, и к выбору актеров, которые его играли Сталин подходил скрупулезно.

Первым Сталиным экрана был Семен Гольдштаб в картине «Ленин в Октябре». Посмотрев фильм, Сталин никак не откомментарил его работу. Сие значило, что Гольдштаб «калиф на час» и «Сталина» надо искать дальше. 

"ЛЕНИН В ОКТЯБРЕ". ГОЛЬДШТАБ НА ЗАДНЕМ ПЛАНЕ

В это время на грузинской студии режиссер Михаил Чиаурели запускает фильм «Великое зарево». И на роль Сталина берет Геловани. Хотя Геловани не раз играл вождя на театральных подмостках, - он все равно считает, что нет предела совершенству. Геловани прослушивает пластинки с записью сталинских речей, ломая свой голос. Ходит во френче и галифе, как вождь. Насмотревшись кинохроники, отрабатывает перед зеркалом мимику. Начинает курить трубку.  

«Великое зарево» посмотрел Сталин, и Геловани ему понравился. Согласно воспоминаниям, вождь сказал: «А я даже не думал, что товарищ Сталин такой обаятельный человек…» Помолчал и добавил: «Хорошо, Геловани…».

В этот же день режиссер «Ленина в Октябре» Михаил Ромм, работающий над продолжением «Ленин в 1918 году», получил телефонограмму из Кремля, - актер на роль Сталина найден.

Геловани сразу взяли в оборот. В 1938-1939 годах он появился в трех заметных проектах «Сталинианы», - «Выборгская сторона» (заключительная часть трилогии о Максиме), «Человек с ружьем» и «Ленин в 1918 году». 

"ЛЕНИН В 1918 ГОДУ"

Что касается Гольдштаба, то ему Сталина играть разрешали, там, где роль вождя сводилась к эпизодам. Гольдштаб побыл вождем в фильмах «Первая Конная», «Его зовут Сухэ-Батор» и «Александр Пархоменко». В итоге актер ушел из кино на эстраду. 

Проблема встала перед Геловани, когда в работе над ролью вождя возник простой. После фильма «Оборона Царицына» (1942) новых полотен не планировали, а ничего другого официальному исполнителю роли Сталина играть не давали. Геловани вошел в труппу МХАТа, но опять же, - кого мог играть в главном театре страны этнический грузин? Правильно, - вождя.

Первый раунд ожидания Геловани выдержал. В 1946 он с Чиаурели приступил к съемкам эпической картины «Клятва».  

После «Клятвы» актера опять ждала опала, причем, интеллигентная молва выдвинула сразу несколько версий происходящего, которые вряд ли можно счесть весомыми. Все истории сводятся к тому, что Геловани гримировался под Сталина и на всех нагонял страху. Между тем, как человеку исполнилось 55 лет и к своей работе он относился серьезно.

Но, кажется, после «Клятвы» состоялась единственная личная встреча Сталина и Геловани, ничем хорошим для актера не закончившаяся. Геловани Сталину нравиться перестал.

И это вполне объяснимо.

Сталин чувствовал себя русским, а грузин Геловани педалировал кавказский акцент.

Соответственно на авансцену вышел русский богатырь, исполнитель ролей Михаила Кутузова и Павла Нахимова Алексей Дикий. Сталина он сыграл в фильмах «Рядовой Александр Матросов», «Третий удар» и «Сталинградская битва». 

"СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА"

Геловани очутился в позиции Гольдштаба, над которым во время оно посмеивался. Ему теперь поручали роли Сталина во второстепенных проектах, да и те не пускали на экран. Широкий зритель не увидел фильм «Свет над Россией (1947) и снятые в Азербайджане «Огни Баку». 

Переживал ли Геловани? Наверное… Но и второй раунд ожидания выдержал.

Вернул Михаила на экран опять же Чиаурели. В 1950 страна увидела помпезную красочную постановку «Падение Берлина». Фильм стал лидером проката, а Геловани в белом кителе был особо эффектен. 

В 1951 вышел еще один фильм Чиуарели и Геловани «Незабываемый 1919». Именно эту картину подверг критике Никита Сергеевич Хрущев в докладе о культе личности, все по обыкновению перепутав. 

Он сказал:

«Сталин очень любил смотреть фильм «Незабываемый 1919-й год», где он изображён едущим на подножке бронепоезда и чуть ли не саблей поражающим врагов».

Ага… В «Незабываемом 1919» есть бронепоезд и Сталин, едущий на его подножке. Чего нет так это врагов. И заместо сабли в руках вождя трубка. 

"НЕЗАБЫВАЕМЫЙ 1919"

Геловани не позавидуешь, хотя именно зависть окружала его со всех сторон. Как же, - любимый актер вождя! А то, что он оказался в заложниках одной роли в расчет не бралось. Геловани признавался режиссеру Григорию Козинцеву в галлюцинациях, - Сталин преследует его; он всюду, знает о каждом шаге и мысли.

Но без Сталина Геловани стало совсем плохо. 

6 марта 1953 года актер должен был стоять в почетном карауле у гроба Сталина. Его не пустили, сказав, что фамилия Геловани вычеркнута из списка. 

И началось. 

Последний фильм с участием Геловани в роли вождя назывался «Вихри враждебные» (1953). Он вышел на экраны в 1956. «Сталина» из картины тщательно вырезали. Из других фильмов его вырезали тоже. Геловани неожиданно оказался в положении «проклятого». Он просто не знал, что ему делать. Люди, вчера лизавшие пятки, теперь злорадно плевали в спину. 

И 21 декабря, в день рождения Сталина, актер скончался от сердечного приступа. Естественно пошли слухи, что он покончил с собой.   

Геловани трагическая фигура (ставшая героем множества малоправдоподобных анекдотов), выбранная рулеткой судьбы на роль вождя. Эта роль дала ему славу и деньги, но она же отняла творческую индивидуальность. По складу характера веселый, компанейский грузин должен был прожить в солнечном Тбилиси и окрестностях, играя на радость аборигенам в театре имени Шота Руставели. А ему пришлось маяться в холодной Москве, прозябать на Мхатовской сцене, годами не видеть просвета, будучи зависимым от одной только роли, пусть и государственного значения. А потом и роль потерять, а вместе с ролью жизнь. 

Грустно, что тут говорить… 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened