Category:

ДЕНЬ БЕЛОРУССКОГО КИНО: ТОП-10 САМЫХ ЗАМЕТНЫХ СОВЕТСКИХ ПРОЕКТОВ "БЕЛАРУСЬФИЛЬМА"

На фоне слухов и пока только слухов, что Белоруссия войдет в состав России, 17 декабря Лукашендия отметила День белорусского кино. 

Некогда у нас была общая территория и общий кинематограф.

Вспомним же самые заметные фильмы Белоруссии, знакомые большинству жителей СССР. Причем, не только полные метры, но и телевизионные многосерийки, снятые на «Беларусьфильме».

Возьмем за правило: один режиссер представлен одним фильмом.

Список составлен по принципу хронологии. Какой фильм раньше вышел, тот и первый.

Поехали!

1. «МЕДВЕДЬ» (1938; РЕЖИССЕР: ИСИДОР АННЕНСКИЙ; В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ : МИХАИЛ ЖАРОВ; ОЛЬГА АНДРОВСКАЯ)

Записной экранизатор Чехова, - в его фильмографии также «Человек в футляре», «Свадьба», «Анна на шее», - Исидор Анненский дебютировал «шуткой» «Медведь», которой устроили аплодисмант знавшие Антона Павловича актеры и основатели МХАТа. Эта комедия ценна, прежде всего, виртуозной работой Михаила Жарова и Ольги Андровской. 

«Медведь» снимался на базе студии «Советская Беларусь», когда та еще работала в Ленинграде. Переезд в Минск состоялся только в 1939 году.

2. «ГОРОД МАСТЕРОВ» (1965; РЕЖИССЕР: ВЛАДИМИР БЫЧКОВ; В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ: ГЕОРГИЙ ЛАПЕТО; МАРИАННА ВЕРТИНСКАЯ; САВЕЛИЙ КРАМАРОВ)

Любимейшая сказка детства. Пьеса Тамары Габбе оперировала средневековым колоритом, напоминая, исторические боевики типа «Стрелы Робин Гуда» и «Слуги дьявола на Чертовой мельнице». Такие сказки, а к ним можно прибавить наши «Три толстяка» и «Королевство кривых зеркал», зарубежные «Три орешка для Золушки» и «Карлик Нос», я смотрел с особым удовольствием. 

Вообще, именно детское кино стало одним из достижений «Беларусьфильма». Создатель «Города мастеров» попытался выскочить из «детской» ниши поставив притчу «Житие и вознесение Юрася Братчика», но его вернули обратно. И Владимир Бычков порадовал зрителей такими сказками как «Русалочка» (1976), «Осенний подарок фей» (1984), «Полет в страну чудовищ» (1986).  

3. «Я РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА» (1966; РЕЖИССЕР: ВИКТОР ТУРОВ; В  РОЛЯХ: НИНА УРГАНТ; ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ)

По результатам опроса, который провели белорусские критики, «Я родом из детства» Виктора Турова признан лучшим фильмом за всю историю белорусского кино. Здесь я спорить не буду, благо претендент достойный. 

Картина по сценарию Геннадия Шпаликова воссоздает прощание с детством на фоне конца военных лишений. Очень поэтичное кино, сочетающее нежность и жесткую драматургическую конструкцию. Лучший фильм, на мой взгляд, Виктора Турова.

4. «КОРТИК» (1973; РЕЖИССЕР: НИКОЛАЙ КАЛИНИН; В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ: СЕРГЕЙ ШЕВКУНЕНКО; ВЛАДИМИР ДИЧКОВСКИЙ; ИГОРЬ ШУЛЬЖЕНКО)

Все мы родом из детства, потому телевизионная трехсерийка «Кортик» и продолжение «Бронзовая птица» (1974) по произведениям Анатолия Рыбакова попали в мой список, хотя зритель молодого поколения, может этого не поймет. В 1980-ые годы летние каникулы не проходили без показа детективных приключений стародавних пионеров. Акцент, конечно, делался на «приключения», ради них и смотрели по пять раз.

Большинство зрителей, кстати, из троицы героев отдавали предпочтение шебутному Генке, а не правильному Мише. Однако, исполнитель роли пионера Миши вырос и стал криминальным авторитетом, чуть было не подчинившим себе «Мосфильм». 

5. «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО» (1975; РЕЖИССЕР: ЛЕОНИД НЕЧАЕВ; В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ: ДИМА ИОСИФОВ; НИКОЛАЙ ГРИНЬКО; ВЛАДИМИР ЭТУШ; ВЛАДИМИР БАСОВ; РИНА ЗЕЛЕНАЯ; РОЛАН БЫКОВ; ЕЛЕНА САНАЕВА)

Наверное, самый известный проект «Беларусьфильма», - залихватский мюзикл на музыку Алексея Рыбникова. Это был первый фильм, который я вообще запомнил, ведь Буратино мне прочитали прежде, чем его показать и метод узнавания сработал.

У Леонида Нечаева вообще масса хороших работ сделанных на «Беларусьфильме». Чего стоит «Про Красную Шапочку» или «Не покидай!»… Придерживаясь правила, - режиссер может быть представлен в этом списке одним фильмом, - выношу другие сказки Нечаева за скобки, отчего хуже они, понятное дело, не становятся. 

6. «ДИКАЯ ОХОТА КОРОЛЯ СТАХА» (1979; РЕЖИССЕР: ВАЛЕРИЙ РУБИНЧИК; В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ: БОРИС ПЛОТНИКОВ; АЛЬБЕРТ ФИЛОЗОВ; БОРИС ХМЕЛЬНИЦКИЙ)

«Дикую охоту короля Стаха» зачисляют в первые советские мистические триллеры и это действительно мрачное произведение. Еще один мастер «Беларусьфильма» Валерий Рубинчик мастерски играет с «готической» атмосферкой. 

В основе «Дикой охоты короля Стаха» лежит одноименная повесть Владимира Короткевича. Сперва к его творчеству обратился Владимир Бычков, обломав о зубья цензуры фильм «Житие и вознесение Юрася Братчика». У Рубинчика получилось кино, прокатившееся по всему миру и взявшее кучу фестивальных наград.  

7. «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА» (1980 – 1988; РЕЖИССЕРЫ: БОРИС СТЕПАНОВ; ВЯЧЕСЛАВ НИКИФОРОВ; ОЛЕГ СМИРНОВ)

Может быть, и стоило вместо этого телесериала, состоящего из восьми фильмов, добавить какую-нибудь сказку Нечаева, но мешают воспоминания, с каким интересом смотрелись первые серии «Государственной границы». Последние же, появившиеся в разгар перестройки, прошли незамеченными. Сейчас на патриотической волне «Государственную границу» гоняют по разным телеканалам и зрителя своего она находит. Может, это и не шедевр, но проект заметный.

8. «БЕЛЫЕ РОСЫ» (1983; РЕЖИССЕР: ИГОРЬ ДОБРОЛЮБОВ; В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ: ВСЕВОЛОД САНАЕВ; НИКОЛАЙ КАРАЧЕНЦЕВ; МИХАИЛ КОКШЕНОВ; СТАНИСЛАВ САДАЛЬСКИЙ)

Каюсь, комедии Игоря Добролюбова «Белые росы» я не видел, но у нее столько поклонников, что составляя список значимых проектов «Беларусьфильма» мимо не пройдешь.

Игорь Добролюбов также снял заметную экранизацию рассказов Драгунского «По секрету всему свету», но «Белые росы» на слуху неизмеримо больше. 

9. «ИДИ И СМОТРИ» (1985; РЕЖИССЕР: ЭЛЕМ КЛИМОВ; В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ: АЛЕКСЕЙ КРАВЧЕНКО)

Может быть, самая жесткая картина о войне, снята на «Беларусьфильме» Элемом Климовым. Запуститься Климову удалось только после пяти лет обивания чиновничьих порогов.

«Иваново детство», - тоже далеко не самый благостный фильм, - лирическая поэзия по сравнению с ужасами войны увиденными глазами подростка в «Иди и смотри». Главную роль исполнил Алексей Кравченко. Это лучшее, на мой взгляд, что сделал он на киноэкране. 

Парадокс, я не могу посоветовать смотреть фильм Климова, хотя смотреть его надо. Просто предупреждаю, - зрелище не для слабонервных и не для успокоенных. 

10. «МЕНЯ ЗОВУТ АРЛЕКИНО» (1988; РЕЖИССЕР: ВАЛЕРИЙ РЫБАРЕВ; В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ: ОЛЕГ ФОМИН)

Самая кассовая лента «Беларусьфильма» (почти 42 000 000 зрителей), - перестроечная драма, рассказывающая о столкновении неформальных группировок и мажорчиков. 

Сейчас «Меня зовут Арлекино» не гремит, но в свое время залы ломились и картина, отнюдь не плоха. Время там выражено точно, как и в «Маленькой Вере», и в «Ассе», и в других хитах перестроечного кино. 

Такова десятка самых заметных созданий «Беларусьфильма». Пишите свои варианты картин, я вполне мог чего-то не видеть или запамятовать.

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →