ygashae_zvezdu

Categories:

БОГАТЫРИ СТОЛЯРОВА

9 декабря скончался Сергей Столяров (1911-1969), актер, ставший в кино воплощением русского богатыря.

Мы уже говорили, что в киносказки на студию «Союздетфильм», Столяров попал вынужденно, разругавшись с постановщиком фильма «Цирк» (где сыграл главную роль) Григорием Александровым (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/94883.html). После этого Столярову была выдана на «Мосфильме» черная метка, ни в один проект его не брали. 

На «Союздетфильме» статного актера приняли с распростертыми объятиями. 

В 1937 СССР накрыл юбилей смерти Пушкина, который сюрно отмечался с государственным размахом. Не остались в стороне от общего ажиотажа и кинематографисты. Было принято решение перенести на экран «Руслана и Людмилу». Режиссером выступил мастер комбинированных съемок Иван Никитченко и ученик Эйзенштейна Виктор Невежин. Столяров играл, знамо дело, Руслана.

В отличие от других сказок с участием Столярова «Руслан и Людмила» в широкий обиход не вошла, поскольку получилась картина чересчур иллюстративной. Достаточно сказать, что персонажи там не разговаривают вообще, текст поэмы читает закадровый голос.

На следующей работе Столяров сошелся с великим сказочником Александром Роу. «Василиса Прекрасная» (1939) стала первой героической сказкой режиссера. Именно героической, поскольку Иван, младший сын в исполнении Столярова вступал в борьбу не просто со Змеем Горынычем. За персонифицированным злом угадывалась реальная гидра, грозящая стране. 

ПРЕОБРАЖЕНИЕ: В НАЧАЛЕ ФИЛЬМА ИВАН ТАКОЙ...

Ладный, улыбчивый, сильный, беспощадный к врагам Столяров стал образчиком русского воина, который прошагал пол-Европы и взял Берлин.

...В ФИНАЛЕ УЖЕ НЕ КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН, А ВОИН

Подобного же рода был и следующий фильм тандема Роу + Столяров «Кащей Бессмертный» (1944), где связь Кащея с германскими завоевателями была виднее некуда. Столяров повторил образ, нащупанный им в «Василисе Прекрасной» с той разницей, что героя звали Никитой Кожемякой и помогал ему одолеть Кащея (здравствуй, дружба народов) нацмен Булат Балагур. 

«Кащей Бессмертный» вышел в прокат победным маем 1945 года, когда все питали иллюзорные надежды на прекрасную мирную жизнь. Но власть начала закручивать гайки и вперед всего пострадала киносказка. Роу вернулся к любимому жанру только в 1958 году, только это была история уже без Столярова.

Следующий «сказочный» успех ждал Столярова у вечного соперника Роу режиссера Александра Птушко. После съемок фильма «Каменный цветок» Птушко тоже отлучили от сказок на целую пятилетку. В 1952 он выпустил «Садко».

С этой картиной о новгородском гусляре Столярова ждал международный успех. На кинофестивале в Венеции «Садко» наградили «Серебряным львом», а Столярова включили в список лучших актеров мира за 50-летнюю историю кино.

Возможно, «Садко» годный фильм, но мне он в детстве совсем не нравился. Не хватало злобных отрицательных персонажей, за героя не болелось. Зато следующий фильм Птушко с участием Столярова я был готов смотреть бесконечно. Первая советская широкоэкранная картина «Илья Муромец» (1956) потрясала конной массовкой, Соловьем-Разбойником, драматическими перипетиями в ходе которых Илья чуть не убил сына. В «Илье Муромце» Столярову досталась не главная роль Алеши Поповича. 

Столярову исполнилось 45 лет, на роль русского богатыря он с каждым годом все больше не годился по возрасту. «Илья Муромец» стал его последним сказочным проектом.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded