Category:

Предатель идеалов

История церемоний награждения премией «Оскар» полна скандалов.
Один из главных разгорелся в 1999 году.
Режиссеру Элиа Казану вручали почетный «Оскар» «в знак признания его продолжительной выдающейся профессиональной карьеры, в течение которой он оказал огромное влияние на саму природу кинорежиссуры через множество своих шедевров». В этом случае принято аплодировать стоя.
Так вот, весьма уважаемые личности при объявлении награды Казану демонстративно не поднялись с места. Ник Нолти, Эд Харрис, Аннетт Беннинг отказались даже аплодировать. Стивен Спилберг и Джим Керри, хотя и сдвинули ладоши, но сидя.
За что же получил обструкцию великий кинорежиссер?
За предательство коллег.


В кино Казан пришел через театр, где был проводником системы Станиславского; первым постановщиком пьес Артура Миллера и Теннесси Уильямса. 
Почти каждый его фильм конца сороковых – начала пятидесятых годов становился событием.
Казан брал безупречным актерским ансамблем и тематикой.
В «Джентльменском соглашении» он первым в голливудском кинематографе поднял тему антисемитизма.
В «Бумеранге!» задел коррупционную систему США.
В «Пинки» заговорил о расовой дискриминации.
Экранизация «Трамвая «Желания» с участием Марлона Брандо и Вивьен Ли тут же стала классикой.
Казан занял лидирующее положение в Голливуде и уважение коллег.
И очень быстро его потерял.

Тогда в Голливуде стояли архисложные времена. На него напала комиссия по расследованию антиамериканской деятельности (КРАД).
После Второй Мировой бывшие союзники СССР и США рассорились вдрызг. В СССР бушевала компания против «безродных космополитов». В США истерия по поводу «красной угрозы».
В 1934 – 1936 годах Элиа Казан состоял в коммунистической партии. Да, вышел из партии разочарованным, обвиняя коммунистов в попытке установить контроль над театрами, но ведь состоял.
КРАД потребовала объяснений.

Что хотели от режиссера с мировым именем? Признать членство в коммунистической партии, а, главное, назвать фамилии коллег - коммунистов.
Не отвечать на вопросы комиссии совсем Казан не мог. За пару лет до того смелые кинематографисты попробовали оспорить само право комиссии на существование и поплатились. За нежелание дать четкий ответ на вопрос: «Являетесь ли вы, или являлись когда-либо членом коммунистической партии?» десять человек получили годовые тюремные сроки.
Членство в коммунистической партии Казан признал, но фамилии называть отказался категорически.
КРАД была организацией иезуитской. Список членов коммунистической партии находился у членов комиссии на руках. То есть, все знали, какие именно фамилии должны прозвучать. Спрашивается: зачем требовать предательства?
А чтобы сломать, замарать и унизить.
Сделать покорным.

Казан сломался, когда президент студии «20-ый век Фокс», где режиссер сделал основные картины, заявил, что Казан не будет работать в Голливуде, пока не назовет имена. 
Театр казался режиссеру перевернутой страницей. Он видел себя только в кинематографе.
Из его уст прозвучало восемь имен. Все эти люди попали в «черные списки», - киностудии отказали им в работе.

Казан же получил второе творческое дыхание. Он снял фильм «В порту», где попытался объяснить свое предательство. Лента рассказывала о профсоюзе портовых рабочих, который подмят мафиозными структурами.
Позже Казан сделал фильм «Сделка», о том, что все мы заключаем в этой жизни сделку, которая нам невыгодна.
В автобиографии режиссер отрицает факт моральных мук: «Стыдно ли мне теперь за то, что я сделал?... Правда - в том, что в течение года я прекратил чувствовать себя виновным или даже смущенным за то, что я сделал».


Но вряд ли ему было легко.
Именно на Казана обрушила свой гнев передовая интеллигенция. Это понятно: не один Казан пошел на сотрудничество с комиссией, но он был самой «крупной рыбой». Правильно заявил один из пострадавших режиссеров: «если бы Казан отказался сотрудничать… он не пустил бы Комитет под откос, но вполне мог бы сорвать составление черного списка. Он был слишком важным человеком, чтобы его можно было игнорировать».

Главным преследователем Казана стал режиссер и сценарист Абрахам Полонски, чья официальная кинокарьера была прервана на семнадцать лет. Узнав о награждении Казана «Оскаром» он разразился филиппикой в адрес коллеги:

«В отношении Казана я скажу три вещи. Первое, я бы не хотел быть похороненным на одном кладбище с этим парнем. Второе, если бы я находился на необитаемом острове с ним, я боялся бы заснуть, так как он, возможно, съел бы меня на завтрак. Третье, мы уже вручили ему премию Бенедикта Арнольда, которую обычно держат для убийц президентов. Разница в том, что он убил не президента, а всего лишь своих лучших друзей».
  
Непосредственно перед награждением Полонски прямым текстом призвал к террористическому акту, заявив: «Я буду наблюдать, надеясь, что кто-то выстрелит в него».

Что же касаемо моего отношения к поступку Казана, то я подпишусь под словами его любимого актера Марлона Брандо: «Казан причинил много вреда другим, но еще больше себе».