ygashae_zvezdu

Categories:

МАРК ТВЕН В СССР

30 ноября родился Марк Твен (1835-1910), автор, о котором я уже имел удовольствие писать (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/27979.html) и хочу еще.

Поговорим об экранизациях Марка Твена, которые видел советский зритель. А видел он не только отечественные фильмы по Твену, зарубежных тоже хватало.

Первый блин комом, — так получилось у советских кинематографистов с Твеном. За экранизацию «Тома Сойера» взялся в 1936 году планомерно работающий в детском кино Лазарь Френкель. Фильм Киевской киностудии получился настолько раздутым и схематичным одновременно (в 80 минут метража сценарист впендюрил еще и роман «Приключения Гека Финна», мало ему!), дети играли настолько плохо, что «Том Сойер» стал последней большой работой в кино подающего надежды Френкеля. Сейчас его «Том Сойер» интересен игрой папы одного из мужей Ирины Понаровской Вейланда Родда (негр Джим) и мамы актрисы Валентины Серовой Клавдии Половиковой (тетушка Полли).

ТЕТУШКА С ТОМОМ

Дальше последовал дуплет. С коротким перерывом советский зритель посмотрел две экранизации «Принца и нищего»: нашу да голливудскую. Нашу сделали Эраст Гарин и Хеся Локшина в 1943 году. Тома и Эдуарда сыграла травести Мария Барабанова (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/66432.html), пожертвовавшая ради съемок театральной карьерой. Ей пришлось со скандалом уйти из театра Акимова, поскольку режиссеру надоели постоянные киношные командировки актрисы. Правильно ли она поступила, бог весть, ибо в кино работы скоро не стало для Барабановой на целое десятилетие.

Голливудскую экранизацию снял в 1937 Уильям Кайли. На экраны СССР она пришла с пакетом трофейных фильмов. От отечественной ее выгодно отличал мощный производственный размах. А вот братья-близнецы Билли и Бобби Моуч в главных ролях мышей не ловили. Единственный плюс их игры, - они были ровесниками литературных Принца и Нищего. Вообще складывается впечатление, что фильм делали не под мальчиков, а под красавчика Эррола Флинна, коий в роли Майлса Гендона великолепен. 

БРАТЬЯ МОУЧ

В 1980-ые годы наше телевидение пару раз успешно протранслировало экранизацию 1954 года «Банковский билет в миллион фунтов стерлингов» с Грегори Пеком в главной роли. По сюжету нищего героя принимают за миллионера, поскольку у него есть чек на 1 000 000 фунтов и носят на руках. Рассказ о том, как противно жить в мире чистогана, вызывал, помню, обратную реакцию: «Чтоб я так жил!» Никто во дворе не говорил, будто капиталисты зажрались, соглашаясь, что иметь такой билетик неплохо.

В 1970-ые СССР предпринял еще одну постановку «Принца и нищего» и опять Голливуд выиграл.

В телефильме Вадима Гаузнера роли похожих друг на друга подростков исполнил красивый, двадцатидвухлетний Виктор Смирнов. Там были хорошие работы Ивана Краско (Майлс Гендон), Анатолия Солоницына, Ролана Быкова, Олега Борисова, но большим событием фильм не стал.

ПРИНЦ - ВИКТОР СМИРНОВ

В 1977 «Принца и нищего» поставил Ричард Флейшер и СССР купил фильм для проката. Эдварда и Тома играл без малого тридцатилетний Марк Лестер (дублировал его пожинающий первую славу после «Розыгрыша» подросток Дмитрий Харатьян). Большой кассы фильм не собрал, но потом лет десять крутился по разным кинотеатрам и отнюдь не на детских утренниках. Помню мне пришлось отстоять получасовую очередь за билетами и я не пожалел, - такая красочная, постановочная это была картина!

Определенный реванш кинематографисты СССР взяли экранизацией «Приключения Гекльберри Финна» Георгием Данелия. Фильм назывался «Совсем пропащий» (1973). По словам Данелия, американские критики признали фильм лучшей экранизацией Марка Твена. Что ж, может быть… У нас в силу разных обстоятельств фильм имел сложную прокатную судьбу, получив вторую категорию. Впрочем, получи он даже первую… Популярность «Совсем пропащему» грозила такая же, как другой картине Данелия «Слезы капали». Для широкого зрителя там мало сюжетного драйва, а меня лично раздражал сытенький Роман Мадянов в роли оборвыша Гека. 

Главным фильмом по Твену для детей поздней брежневской эпохи стала трехсерийка Станислава Говорухина «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» с Федей Стуковым, Владиславом Галкиным и … Талгатом Нигматуллиным в роли индейца Джо. После просмотра индеец Джо стал для меня таким ужасом, что на даче я боялся в сумерках выходить за калитку. 

А вообще у Говорухина все прекрасно совпало: дети (наши ровесники) в необыкновенных обстоятельствах. Героям хотелось подражать, отсюда их популярность.

В 1988 вышли «Новые приключения янки при дворе короля Артура. Фантазии на тему Марка Твена». Это были именно фантазии, причем, какие-то унылые. Мне лента Виктора Греся не зашла совершенно. 

Напоследок напомню, что зритель СССР мог видеть в кино Твена и «собственной персоной». 

В 1976 в «Марк Твен против» Михаила Григорьева Сэмюэла Клеменса сыграл Олег Табаков.

А 1985 в полнометражном мульте «Приключения Марка Твена» автор стал вообще таким:


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded