ygashae_zvezdu

Categories:

ДРАМА АКТРИСЫ НИКИЩИХИНОЙ

Елизавета Никищихина (1941-1997) была актрисой первоклассной, человеком хорошим, только в социум с каждым годом вписывалась все труднее, пока не махнула на него окончательно. 

"ВЫСОКИЕ ОТНОШЕНИЯ!" ("ПОКРОВСКИЕ ВОРОТА")

Никищихина вообще персонаж Достоевского, недаром одна из ярких ее киноролей пришлась на экранизацию «Скверного анекдота». Правда, в отличие от «женщины из подполья» Никищихина обладала деликатностью не устраивать публичных разборок, но появившийся надлом никуда не исчезал. Слишком уж тяжелую творческую судьбу пронесла актриса, будучи зависимой от меняющихся, аки перчатки, режиссеров. Все время Никищихина находилась перед вопросом: даст играть тот или этот?

Есть основания полагать, что надлом возник в начале пути, когда Елизавету лишили семьи при живых родителях, причем сделали это сами родители. Отца, браво прошедшего войну, отправили долгосрочно работать в ГДР. Туда он взял супругу, двух сыновей, а дочку (Лизе исполнилось шесть) сплавил бабушке. 

Неудивительно, что контакт с родителями был потерян. Сие ясно обозначилось при выборе дочкой профессии. 

Елизавета еще училась в школе, когда Михаил Яншин обратил на нее внимание, пригласив в актерскую студию при МХАТе. Отец вынес категорическое запрещение и даже ударил девочку. Елизавета ушла из дома.

Закончив студию, Елизавета оказалась в труппе Театра имени Станиславского. Там блистали звездные киноактеры, - Урбанский («Коммунист»), Коренев («Человек-амфибия»), Бган («Человек родился»), Майя Менглет («Дело было в Пенькове»). Попавший на прослушивание Никищихиной Евгений Леонов в тот момент, когда решалось ее будущее, пытался его переломить, сказав: «Вы пройдёте. Только я Вам советую серьёзно подумать. Учтите, у Вас будет очень трудная судьба».

С ЛЕОНОВЫМ В "АНТИГОНЕ"

Как в воду глядел. Главный режиссер театра Яншин продолжал покровительствовать Никищихиной, доверив главные роли в спектаклях «Машенька» и «Снежная королева» (Герда). Но в 1963 Яншина сменил Борис Львов – Анохин. Впрямую аттестовав Никищихину бездарностью, он предложил ей уволиться, но смилостивился, назначив испытательный срок. 

Во время испытательного срока Никищихина показала себя так хорошо, что Львов-Анохин увидел в ней актрису номер раз. Он поставил под Никищихину «Антигону» по пьесе Ануя. 

На «Антигону» ломилась вся театральная Москва. Только ради успеха Никищихина, подобно героине древнегреческой трагедии, пошла на страшные жертвы.

Она собиралась замуж за виолончелиста Алексея Познанского. Жениха призвали в армию, откуда он вернулся инвалидом, сломав позвоночник. В тяжелый момент Никищихина любимого не бросила. Она забеременела и получила от режиссера ультиматум: или спектакль, или ребенок. От первенца пришлось избавиться, чего Познанский не простил. 

В 1966 Никищихина получила роль невесты в «Скверном анекдоте» Алова и Наумова. Первый серьезный фильм с ее участием лег на полку. 

А в театре роли подобной Антигоне пришло ждать десять лет. В 1969 Львов – Анохин труппу покинул, а новые режиссеры проходили мимо Никищихиной. 

В этих обстоятельствах Елизавета проголосовала за семейную жизнь. Ее избранником стал психиатр Эрнест Лейбов. Пара ждала ребенка, когда история повторилась. Елизавете предложили сделать аборт, суля роль Катерины в «Грозе». Но Никищихина уже чувствовала, насколько призрачен мир подмостков. Еще не понимая, что без него не сможет.

Новорожденную назвали Катериной.

Во второй половине 1970-ых Елизавета Никихищина вступила в счастливый период своей жизни.

В 1976 она дождалась большой роли в театре. Режиссер Анатолий Васильев поставил «Первый вариант «Вассы Железновой» Горького. 

"ВАССА"

А еще пошло кино. Популярность и узнаваемость Никищихина добилась в сегменте детского кино. «Расмус-бродяга», «Шла собака по роялю», «Приключения Электроника», «Там, на неведомых дорожках», «Пеппи Длинныйчулок». 

"ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКА"

Среди «взрослых» картин эпизодическая роль в «Покровских воротах». Пронзительный «Голос» Ильи Авербаха, - лучшая, имхо, ее роль. Экранизация «Мертвых душ», где Елизавета предстала женой Собакевича. 

"ГОЛОС"

Словно в отместку, наполнилась страстями семейная жизнь. Когда дочке исполнилось два года, Лейбов затеял эмиграцию в США. Никищихина его не поддержала. Брак распался. 

Третьим мужем актрисы стал писатель Евгений Козловский, - диссидент, подобно Лейбову нацеленный на Запад. 

Этот брак сделался для Никищихиной источником проблем. Козловский ходил под колпаком КГБ, в квартире то и дело устраивались обыски, цеплялись и к актрисе. 

Меж тем, театр Станиславского покинул Анатолий Васильев. Он думал перетащить Никищихину с собой на Таганку, но столкнувшись с ее наметившейся репутацией неблагонадежной, от затеи отказался.

Явился очередной новый главный режиссер, - сын гениального Товстоногова Сандро. В сторону Никищихиной он даже не смотрел.

Отсюда можно вести хронику отсчета гибели актрисы. В свободный от работы быт ворвался алкоголь. Не выдержав, ушел Козловский. Дочь Никищихина отправила к отцу в США. От предложений сняться в перестроечном кино отказывалась. Потеряла вес до 42 кг. 

"РАСКОЛ"

Беда не приходит одна. Однажды кто-то из случайно пущенных в квартиру гостей напал на актрису, травмировав горло. Теперь Елизавета могла есть только маленькими кусочками, а еще лучше жидкую пищу.

Умерла, подавившись куском яблока.

Оставив массу киноработ, среди которых нет главной, но заметна каждая.

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →