ygashae_zvezdu (ygashae_zvezdu) wrote,
ygashae_zvezdu
ygashae_zvezdu

Category:

Актеры против режиссеров

По тегом «черная метка» я попытаюсь рассказать не только об индивидуумах, замаранных в истории, но и о тех, кому «черная метка» была выдана не совсем заслуженно.

Скажем, Альберт Мкртчян был нормальным средним режиссером, не хуже других, но в процессе съемок фильма «Земля Санникова» нажил себе таких врагов как Сергей Шакуров, Олег Даль и Юрий Назаров. Актеры фиксировали свою неприязнь в воспоминаниях и устных беседах с журналистами. В результате у Мкртчяна сложилась репутация неудачника, а ведь «Земля Санникова» заняла по итогам года 7 – ое место в кинопрокате и пересматривается до сих пор.


Альберт Мкртчян (1926 – 2008) начинал ассистентом режиссера у Михаила Ромма на картине «Девять дней одного года».
В 1970 он в соавторстве с Эдгаром Ходжикяном снял комедию «Опекун» с участием Збруева, Вицина, Лучко. Ее досель частенько показывают по телевизору.
На «Земле Санникова» к Мкртчяну тоже прикрепили соавтора – Леонида Попова. Картина двух молодых и не совсем опытных режиссеров предусматривала участие звезд первой величины.
Со звездами проблемы начались сразу. Сперва откололся Владимир Высоцкий. Он загорелся идеей фильма, написал к нему песни, но за мгновение до съемок в эфир «Немецкой волны» вышло несколько концертных номеров барда. В общем, Высоцкого не утвердили.  
Вместо него нарисовался будущий недруг Мкртчяна Олег Даль.
У каждого своя правда. Режиссер был вынужден защищаться и тоже отзывался о великом актере нелицеприятно.

«Он приехал в дымину пьяный и страшно обиженный, что его пригласили не сразу, а вместо Высоцкого. «Раньше, - говорит, - не могли решить, я усы держал специально для роли"
…Работать с Далем было трудно: в то время он пил и пил очень много, можно сказать безбожно. Представьте, мы назначаем режимные съемки в 5 утра, а Даль уже в это время приходит на площадку с песней. Я спрашиваю: «Когда он успел?» А мне отвечают: «Он даже не ложился». Когда Даль не пил, он был прекрасный человек, тонкий, чувствующий, а когда пил, становился невменяемым. Невозможно было с ним разговаривать…
…На съемках я пытался на него воздействовать: уговаривал, скандалил, водой из ведра поливал, чтобы он как-то в себя пришел. Конечно, все это сказалось на отношениях»

Даль настолько «достал» режиссера, что тот преждевременно его «убил» на экране, передав часть роли Даля Владиславу Дворжецкому.


Но главным «возмутителем спокойствия» на площадке стал Сергей Шакуров. Подговорив других актеров, Шакуров составил петицию на «Мосфильм» с просьбой заменить двух непрофессиональных режиссеров одним профессиональным. Вперед была послана телеграмма: «Сидим в говне на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров».

«Мосфильм» держал сторону молодых режиссеров, считая «звездные закидоны» необоснованными. Сняли не Мкртчяна с Поповым, а Шакурова с роли. Даль и Дворжецкий, испугавшись, дали заднюю. Этого Шакуров им не простил.

«Влад и Олег меня предали: они согласились работать дальше. Я пошел до конца и написал заявление. По моему поводу было два худсовета на «Мосфильме». Но я уже не мог отказаться, остановиться. Это было бы вопреки моему разуму, который мне в тот момент говорил: «Ты что, Сергей, делаешь?» Но у меня, кроме бешенства, ничего не было. А после бешенства наступила апатия. Я вырубил этих двух людей из своей жизни — Даля и Дворжецкого…»

Вместо Шакурова на роль назначили Юрия Назарова. Толи его настроил коллега Шакуров, толи по какой другой причине, но Назаров сходу невзлюбил Мкртчяна.

«Прилетел я на Северный Кавказ. В аэропорту у самолета меня встречал Мкртчян. Мы познакомились. Уже на месте я начал догадываться, что чем дальше, тем будет хуже. Знаете, все, что есть в человеке — ум, благородство, любые яркие душевные качества, — всегда светятся, их никуда не спрячешь, они на виду. Так и с полной их противоположностью. Это был как раз тот самый случай…»

Режиссер не остался в долгу.

«И почему-то у нас не сложилось с Юрием Назаровым, который играл роль каторжника. Впрочем, это его личное дело. Я ему не нравлюсь, как режиссер, наверное. Ну и Бог ему судья. А может, у Юры какие-то личные мотивы?»


В дни премьеры «Земли Санникова» Даль заносит в дневник:

«Мысли мои о нынешнем состоянии совкинематографа. («Земля Санникова»). X и Y — клинические недоноски со скудными запасами серого вещества, засиженного помойными зелеными мухами. Здесь лечение бесполезно. Поможет полная изоляция…»

Сильно сказано! Но вряд ли справедливо.
У Даля были веские причины для обиды, поскольку яркие песни, исполненные им в фильме (среди них шлягер всех времен «Есть только миг») переозвучил Олег Анофриев.


«Земля Санникова» стал самым заметным фильмом в карьере двух режиссеров. Попов после этого снял забытую телекартину «Дорога» (1975) и мало кем виденный фильм «Американский шпион» (1991).
У Мкртчяна творческая судьба сложилась получше. Через пять лет после «Земли Санникова» он экранизировал роман братьев Вайнеров. Фильм с участием Фатюшина, Жженова и Шалевича назывался «Лекарство против страха». Его часто крутят по телевизору.
Также Мкртчян снял заметные на момент выхода картины «Путешествие будет приятным» (1982) и «Законный брак» с Костолевским и Белохвостиковой (1985).

Но главной его картиной все равно осталась сложно рождавшаяся, стоившая многих нервов «Земля Санникова.
Tags: забытые режиссеры, кино, черная метка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments