ygashae_zvezdu (ygashae_zvezdu) wrote,
ygashae_zvezdu
ygashae_zvezdu

Category:

Неудачи злого мальчика, попавшего в писатели. Решетников (часть вторая)

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО ПОСТА
ПИСАТЕЛЬ

Итак, в июле 1863 года Решетников приезжает в Питер.
И тут же жалеет об этом.
В Перми, как чиновник он рос, и к моменту отъезда получал уже тринадцать рублей в месяц.
В Питере ему положили десять рублей, а ведь это столица, соответственно, жизнь тут дороже.

Но нет худа без добра, Решетников начинает подрабатывать литературой. Начав с заметок в «Северной пчеле» через полгода писатель созрел до принести свое новое произведение – внушительный по объему очерк «Подлиповцы» - Некрасову.
Тот принимает автора с восторгом. Этнографическое повествование о тяжелой участи бурлаков приходится ко двору. «Подлиповцы» напечатаны в 3 и 4 номерах «Современника» за 1864 год.
В жизни каждого литератора обязательно найдется момент, когда судьба ему улыбается. К сожалению, нередко она делает это один раз.
Такой момент произошел в жизни Решетникова в 1864, когда Некрасов, приняв к печати «Подлиповцев», тут же по прочтении выдал ему аванс 200 рублей (почти двухгодовое жалованье в департаменте, да и ведь это только аванс!)

«Теперь я живу вместе с Каргополовой, так как я с ней пустился на аферу пополам… Она рассчитывала, что если наймем квартиру в 5 комнат, то можем отдать три комнаты, но вышло, что мы больше думаем, чем выходит на деле. Мы накупили мебели и каждый месяц отдавали свои 36 руб. за квартиру, потому что в двух комнатах никто не жил, а теперь живет какая-то девица, которая по бедности денег не платит, а другой жилец хотя и платит 20 руб. в месяц, но мы накупили в его комнату мебели на сто рублей»

Обратите внимание, уже через полгода после публикации «Подлиповцев» ставший на ноги Решетников оперирует совсем другими суммами, нежели прежде.
На Каргополовой он женится.
Жизнь, вроде, налаживается.
Решетников едет на Урал, где собирает материал для романа «Горнорабочие», первую часть которого Некрасов, несмотря на некоторое охлаждение к автору, печатает.

ПРИЧИНЫ НЕУДАЧИ
Здесь надо поставить следующий вопрос: почему у всех прозаиков Некрасова второго созыва судьба сложилась не ахти? И Левитов, и Решетников, и Николай Успенский вписаны во второй, а то и в третий ряд литературы. И почти все ушли из жизни преждевременно, опившись водкой и дойдя до нищеты.
А потому что не было у ребят иммунитета образования.
Основной козырь литературы разночинцев, - голый, неприкрытый реализм. Россия начала познавать себя только во второй половине девятнадцатого века, открыв громадный пласт крестьянства, уездного мещанства, разорившихся хозяйств. Разночинцы пришлись ко двору.
Но они не были готовы на следующий скачок – «реальность + художество» (а только этот скачок обеспечивает литературное бессмертие).
Недаром относившийся к Решетникову с вниманием Тургенев замечал, что у того нет развития. Все на одной ноте.

Призывая разночинцев в литературу, не учел Некрасов и еще одного фактора: придут люди сложные, надорванные, бескомпромиссные, и, вот странность, будучи плоть от плоти реальной жизни, в реальности не ориентирующиеся. Не думающие о завтрашнем дне; лишенные коммерческой жилки; способные все гонорары спустить на водку и все сроки сдачи рукописи похерить.
Возись с такими…
Отсюда и конфликт Некрасова с Николаем Успенским и охлаждение его к Решетникову.

Решетников впрочем, скоро разобрался, что литература прокормить не сможет. Вторых «Подлиповцев» поди еще напиши, а за рассказы и заметки в «Русском слове» и «Искре» платят сущие гроши. Чтобы опубликовать «Горнорабочих» пришлось окучивать Некрасова чуть ли не целый год. Место же в департаменте Решетников оставил сразу, как получил первые литературные деньги.

«Теперь я думаю, что, живя в Петербурге, на литературу нечего рассчитывать. В редакции «Современника» смотрят на меня с пренебрежением, как на недоучку, человека неразвитого, которого можно запугать, обойти так - что ты человек нам не парный. ‹…› Некрасов в отношении ко мне сделался все равно, что директор департамента к помощнику столоначальника»

Окончательно дела запутались, когда прозвучал выстрел Каракозова в императора Александра Второго.
Правительство усилило цензурный гнет на демократов. Некрасов потерял «Современник». Закрылись «Искра» и «Русское слово». Ряд литераторов и журналистов арестовали. Шурин Решетникова выколол глаза у портретов Помяловского, Добролюбова и Некрасова.

Решетников не может больше находится в Петербурге, - элементарно нет средств.
Жена получает место в Бресте и семья переезжает в провинциальную дыру.
Жить ему остается чуть больше трех лет.
Умрет в неполных тридцать, от отека легких, вызванного неумеренным употреблением алкоголя.

НУ И ГДЕ ПАМЯТЬ?

Если говорить о «белых пятнах» нашей литературы, то вот вам, пожалуйста. Самое значительное произведение Решетникова до сих пор полностью не опубликовано. Речь идет о дневнике писателя.
Над художественными произведениями он работал, как бог на душу положит и это, к сожалению, сказалось…

«…говорят, что я пишу, не обрабатывая, не забочусь о художественности. Это правда. Если бы я имел средства жить в отдельной комнате, не забирать вперед денег я писал бы гораздо спокойнее и лучше, чем теперь. Кроме того, я корректуры не читаю, а это самое главное. А мой роман вынес много мытарств: рукопись переписывали - я переписку не читал, хотя и просил ее у Некрасова; переписку сокращали, делали помарки, с нее набирали и с корректуры печатали. И все мои работы страдают этим»

Самое интересное в творческом наследии Решетникова его дневник. Составитель первого собрания сочинений Решетникова Глеб Успенский не решился его опубликовать из-за резких оценок Некрасова и других демократов. Успенский дал выжимки «Из дневников».
И этими выжимками мы довольствуемся до сих пор.
При Советской власти Некрасов был культом и потому дневник Решетникова тоже лежал в загашнике.
Я вполне, кстати, допускаю, что оценки автора несправедливы. Желчный, замкнутый, обидчивый, мнительный (да и молодой) Решетников прожил не такую жизнь, чтобы смотреть на вещи с орлиной высоты. Он субъективен сверх меры.
Но вернуть интерес к этому писателю можно только полной публикацией его самого личного произведения.
Почему это до сих пор не сделано?
Подозреваю, что для публикации надо провести серьезную научную работу за гроши. Желающих не находится.
Решетникову опять не везет.

Tags: журнал "Современник", литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments