ИЗВЕСТНЫЕ АКТЕРЫ ЗА ШИРМОЙ ТЕАТРА КУКОЛ ОБРАЗЦОВА

5 июля родился главный кукольник СССР Сергей Образцов (1901-1992).

Раньше билеты в этот театр доставались с боем. Мне повезло, подружкин папа работал у Сергея Владимировича. Я видел на сцене «Кота в сапогах», «Буратино», «Веселых медвежат». И еще чудо тех времен, - пока дети смотрели спектакль, родители параллельно наблюдали его версию по телевизору. 

Тогда, в силу возраста, я не задумывался о живых актерах театра. А ведь актер, обслуживающий куклу, статья особая. Мало кто решится наступить на горло своему самолюбию, переместившись за ширму. Это просто противоречит актерской природе. 

Поговорим сегодня об актерах Образцова, выбрав тех, которые всеми правдами и неправдами пробились из-за кукольных спин к широким массам. 

И выясним, что очутились они у Образцова не от хорошей жизни.

ЗИНОВИЙ ГЕРДТ (1916-1996)

Самая яркая звезда театра Образцова Зиновий Гердт подтверждает грустный вывод: порой актер идет в кукольники от безысходности. 

Гердта бросило за ширму ранение в ногу. Врачи ногу спасли, но она стала короче здоровой на восемь сантиметров. 

Гердт вспоминал:

«После ранения я был нехорошо разбит, лежал в госпитале в Новосибирске и понимал, что с театром покончено. Одиннадцать операций. И хромота на всю жизнь. Сначала для меня это было страшной трагедией. Мне казалось, что актер не может быть хромым, а я не мог жить без театра. Но я как-то увидел выступление перед ранеными кукольной труппы Образцова. Причем обратил внимание не столько на кукол, сколько на ширму, за которой не видно, как ходит актер…»

Придя к Образцову Гердт стал визитной карточкой труппы, прежде всего благодаря роли конферансье Эдуарда Апломбова в «Необыкновенном концерте». Обладая уникальной памятью, актер объехал с этим спектаклем весь мир, ведя конферанс на языке принимающей гастроли страны. 

Театру Образцова Зиновий Ефимович отдал 37 лет, но ужиться два медведя в одной берлоге не смогли. 

Однажды Гердт вступился за актера, которого Образцов решил не брать на зарубежные гастроли. Просто положил на стол свой загранпаспорт и пригрозил, что тоже не поедет. Образцов пошел на попятный, но вернувшись на родину, выдвинул в Минкульте ультиматум: «Или Гердт, или я».

Вот что рассказывал актер Роберт Ляпидевский:

«Это не выносилось на суд общественности, хотя все понимали, что Образцов и Гердт не питают друг к другу особой привязанности. Раздражал Образцова слишком свободолюбивый характер Гердта. Зиновий Ефимович ничего и никого не боялся. Мог на каком-нибудь приеме в посольстве вдруг высказаться на политическую тему. Образцов страшно боялся, что однажды Гердт сболтнет что-то не то… А Зяма не терпел никакого давления. Конфликт между ними зрел долгие годы. Помню, последний раз мы были вместе с Гердтом на гастролях в Чехословакии. Часами гуляли по Праге, он подолгу молчал, что было совершенно на него не похоже. Я понимал, что у него зреет какое-то решение. «Не могу я так больше, Роба…» — лишь сказал Зяма. А когда мы вернулись в Москву, он пошел на прием к министру культуры, был неприятный разговор, и Зяма написал заявление. Я пришел на работу, а вокруг все шепчутся: «Зиновий Ефимович ушел из театра…» Сразу все погрузилось в какой-то мрак».

ЕКАТЕРИНА ДЕРЕВЩИКОВА (1929-2006)

А это случай, когда известная актриса пришла к Образцову всю славу подрастеряв.

Деревщикова стала известна стране в 11 лет, снявшись в картине «Тимур и его команда». В семнадцать состоялся еще один хит «Каменный цветок». 

ЕКАТЕРИНА ДЕРЕВЩИКОВА В "КАМЕННОМ ЦВЕТКЕ"

Работая в Киеве на фильме «Центр нападения» Деревщикова нашла там мужа и выключила себя из столичной тусовки на добрые пятнадцать лет.

Когда после развода Екатерина вернулась в Москву, выяснилось, насколько прочно ее забыли.

Руку помощи протянул Образцов. Поначалу его предложение актрису шокировало, она никогда не была в кукольном театре. Но Образцов привел аргументы куда как убедительные:

«Ты уже не девочка, карьеры не сделаешь, а тут за ширмой будешь играть и весь мир увидишь»

Так оно и получилось. За ширмой Екатерина играла вплоть до нулевых. Визитной ее карточкой стали царевна Будур в «Волшебной лампе Аладдина» и Буратино. 

НАТАЛЬЯ ДЕРЖАВИНА (1942-2002)

Державину прославил кукольный персонаж. Подарив голос поросенку Хрюше, актриса стала от него неотделима и, похоже, мало по этому поводу заморачивалась, а наоборот была счастлива. 

К Образцову Державина попала сразу со школьной скамьи. С перерывами проработала в коллективе свыше трех десятилетий. Рядом с ней играла Ева Синельникова, она-то и взяла первой в руки поросенка Хрюшу, но что-то не задалось, и Хрюша прирос к Державиной. 

Когда в очередной раз Державина выбрала «Спокушки» и положила на стол заявление об уходе, остаться ее уговаривал сам Образцов. И он же принял актрису обратно. Значит, что-то было в Наталье помимо Хрюши.

ВАЛЕРИЙ ГАРКАЛИН (1954)

Гаркалина связали с Образцовым отношения сложные. Он учился у него и Леонида Хаита в Гнесинке, на факультете кукольного искусства. 

Выпускники курса создали театр на колесах «Люди и куклы», вызвав у своего руководителя ревность. 

Гаркалин говорил:

«Он просто был оскорблен до глубины души. Я почему знаю, потому что моя жена Катя оставалась сотрудницей этого театра много лет, и она мне все это рассказывала. Как он часто упоминал в нехорошем смысле нас, выпускников кукольного отделения»

Просуществовав шесть лет «Люди и куклы» распались. Гаркалин оказался у Образцова, где его жена преподавала и заведовала экскурсионно-массовым отделом в музее театра. 

«Но потом надо было все-таки решиться, вернуться в этот театр опять. Мне хотелось просто быть с Катей, быть рядом, потому что она родила мне девочку Нику, мне хотелось видеть, как она меняется, растет.

...Так как Катя была сотрудницей театра Образцова, то я готов был нести это бремя, быть артистом этого прославленного театра. Честно говоря, я не испытывал большой радости, попадая в эту труппу. Я там три года проработал, но сказать, что они были счастливыми, творческими годами, мне трудно. Скорее наоборот, я мучился от того, что я занимаюсь просто не своим делом».

Хотя Гаркалин сразу получил главную роль в спектакле «Волшебная лампа Аладдина» долго он у Образцова не задержался.

МИХАИЛ БОГДАСАРОВ (1960)

Богдасаров оказался за ширмой, потому что это был единственный шанс остаться дома, в столице. Не знаю, чем проштрафился родившийся в Москве парень, если ему после окончания ГИТИСа предложили распределиться в Нальчик, Смоленск или Орел.

Едва ознакомившись с прославленным театром, Михаил понял, что работать там не хочет и завершилась его карьера быстрее, чем у Гаркалина. 

Заболев Богдасаров пропустил репетицию, а поскольку больничного у него не было, пришлось объясняться с Образцовым. Объяснение завершилось разрывом, о котором Богдасаров вряд ли когда сожалел.

Таковы наиболее известные широкому зрителю актеры, побывавшие за ширмой у Образцова.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened