ygashae_zvezdu

Category:

ПОЧЕМУ РЕЖИССЕР ФИЛЬМА "СКАЗКА О МАЛЬЧИШЕ-КИБАЛЬЧИШЕ" КРИТИКОВАЛ ВНУКА ГАЙДАРА?

19 июня родился Евгений Шерстобитов (1928-2008), режиссер, который добился успеха первыми своими картинами, а дальше столкнулся с кризисом, который так и не преодолел.

Шерстобитову вообще выпала нелегкая судьба в том плане, что он дожил до времени, когда все его достижения обнулили. Есть определенная драматургия в ситуации творца, который с мальчишеских лет боготворил Аркадия Гайдара, не нашел общего языка с его сыном Тимуром и возненавидел внука Егора.

Шерстобитов учился во ВГИКе, у Михаила Ромма, на легендарном курсе, откуда вышли Тарковский, Шукшин, Файт, Митта.

После получения диплома Евгений обнаружил, что в большом кино никто его не ждет, приходилось довольствоваться, клепая передачки на телевидении. 

Все решил звонок знакомого режиссера Юрия Чулюкина («Дым в лесу», «Неподдающиеся», «Девчата»). 

Сам Шерстобитов вспоминал:

«Он был старше меня на два курса, но, как и я, увлекался детским кинематографом, мечтал экранизировать произведения Аркадия Гайдара и к тому же писал сценарии для детских фильмов. Однажды он мне позвонил: «Женя! Ты еще не передумал снимать кино? Я написал сценарий детского фильма, но снимать времени у меня нет. Ты поедешь в Киев?» Что я мог ответить? Конечно, я согласился. Через месяц по приглашению киевской киностудии я прилетел снимать приключенческий фильм «Юнга со шхуны «Колумб». Взял с собой небольшой чемоданчик (думал ведь, что ненадолго приехал) и… остался в Киеве на 45 лет».

«Юнга со шхуны «Колумб» сочетал детский фильм с детективным сюжетом про ловлю шпионов. Можно сказать, это был один из первых в Советском кино эксперимент в жанре семейного фильма.

Режиссер рассказывал:

«Помню, удивлялся, почему в кинотеатрах мои картины показывали в девять часов вечера. «Это же детские фильмы!» - говорил я администратору кинотеатра, на что слышал ответ: «Днем их смотрят дети, а по вечерам – полный зал взрослых!» 

Главным фильмом Шерстобитова стала экранизация «Сказка о Мальчише-Кибальчише». Лента с уймой трюковых находок, вдохнула новую жизнь в произведение Аркадия Гайдара. Там очень хорошо, просто великолепно, сыграл Плохиша Сережа Тихонов, удививший всю страну у Гайдая в образе «Вождя краснокожих». 

ТИХОНОВ И МАРТИНСОН В "СКАЗКЕ О МАЛЬЧИШЕ-КИБАЛЬЧИШЕ"
ТИХОНОВ И МАРТИНСОН В "СКАЗКЕ О МАЛЬЧИШЕ-КИБАЛЬЧИШЕ"

Гайдара – старшего Шерстобитов боготворил, признаваясь:

«Вспоминая высказывание Суворова «Возьми себе за пример героя, стремись догнать его, догони его, обгони его, и слава тебе…», я думал об Аркадии Гайдаре».

А вот отношения с сыном Гайдара Тимуром не сложились. Возле творчества Гайдара крутился неплохо зарабатывающий на нем клубок, куда режиссер ворвался беззаконной кометой. Только всесоюзный успех картины заставил сынка проглотить обиду молча.

Решив найти успех там, где он его уже нашел Шерстобитов опять соединил детский фильм с поимкой шпионов. Написал повесть «Акваланги на дне», а потом ее экранизировал. Заметная получилась картина. Она, может, не собрала больших барышей при выходе, но у детских фильмов в советском прокате была особенная стать. Их крутили десятилетиями («Юнгу со шхуны «Колумб» я посмотрел в кинотеатре году в 1985). За двадцать лет проката по утверждениям Шерстобитова «Акваланги на дне» отобрали деньги у 300 миллионов зрителей.  

Ища новые пути, Шерстобитов обратился к фантастике, и здесь ему крупно не повезло. С одной стороны экранизация «Туманности Андромеды» вроде удалась, с другой исполнитель главной роли Сергей Столяров умер. В результате из запланированных двух серий свет увидела одна.

На этом везение Шерстобитова кончилось.

Он попытался поработать в жанре сказки и сценарий создателя «Королевства кривых зеркал» Виталия Губарева вроде гарантировал успех. Но фильм «В тридевятом царстве» прошел незамеченным.

Равно как и «Я больше не буду» по сценарию Михаила Львовского и Зиновия Гердта.

Экранизации оперетт «Белая акация» (фильм «Только ты») и «Поцелуй Чаниты» на фоне работ Квинихидзе «Соломенная шляпка» и «Небесные ласточки» смотрелись блекло.

И Шерстобитов пошел по самому легкому пути, бросив экспериментировать с жанром. Начал снимать средние, заведомо проходные ленты про Гражданскую войну: «Тачанка с юга», «Мятежный Орион», «На вес золота». 

Совсем уж анахронизмом был выход в 1987 году «Сказки о громком барабане». 

Но все эти годы он работал, выпускал картины, пользовался на студии уважением. 

Перестройка положила карьере финиш.

Шерстобитов высказывался насчет демократов всегда резко, но особенно досталось Егору Гайдару.

«Разве мог представить писатель, поднимая бойцов в атаку в 1941-м, что его внук в 1992-м сделает всё, чтобы перечеркнуть подвиг деда, обессмыслить его? Время показало, что восторжествовали Буржуины, а главный Плохиш, на мой взгляд, — внук Аркадия Гайдара, Егор Гайдар».

«Когда Егора поставили у власти, наступило как раз то время, которого очень долго ждали „плохиши“ всей страны: люди освободили себя от ответственности за свои дела. Жаль, что Тимур не смог передать своему сыну то хорошее, чему он научился у отца»

До самых последних дней Евгений Шерстобитов мечтал вернуться в кино. Увы, не сложилось…

Но лучшую картину Шерстобитова помнят до сих пор.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded